Образ народа и России в поэме Мертвые души Гоголя

Прекраснейшая работа  писателя  взволновала  всю Россию. В произведении Николай Васильевич показал нам с особой честностью настоящую  картину существования  русского народа 20-30-х годов XIX века. Перед читателем представлен губернский город, где правит губернатор с чиновниками, усадьбы помещиков, где  был  Чичиков, для того, чтобы скупить умерших крестьян. Своим содержанием поэма отвергала  этот жестокий круг  глупцов и стяжателей со  своей бюрократией. Мы видим, как отражено омерзительное действие чиновников и помещичьим произволом.

Противопоставлением миру «мертвых душ» выступает образ России, о которой писатель повествует с любовью и всей душой. Отчетливо видно, как меняется тон написания Гоголя, когда он переходит от описания помещиков и чиновников к образам простого народа, к мечте о будущей России. Мы видим, как появляются грустные, лирические строчки, где-то шутки и оптимизм. В произведении  Николай Васильевич представил себя патриотом, который полон надеждами  в светлую будущность без   Собакевича,  Манилова. Автор надеялся, что Россия поднимется с колен рабства и возвысится к величию.

Читая труд Гоголя, отчетливо видно, как образ народа основной чертой  проходит через все произведение, где Гоголь обличает представителей паразитического дворянства. Трагизм закрепощенного народа показан в образах крепостных людей. Гоголь четко показывает, как крепостное право делает из простых людей унылыми и недалекими. Так, например, девчонка Пелагея не различает левую и правую сторону, а крестьяне в имении Плюшкина Мавра и Прошка изображены совсем бестолковыми.  Но писатель  не пишет о них с предъявленными к ним обвинениями, а просто душевно смеется.  Лакей Петрушка пытался даже читать, однако его интересовал не сам процесс и чтения, а обозначение того или иного слова. Когда Николай Васильевич рисует образ Селифана, то он старается не только показать, но и раскрыть душу русского мужика.

В лирических отступлениях, где Гоголь рисует светлое будущее,  тоже представлен народ, который отражен в «мертвых душах». Это и  бойкий мужик из Ярославля, который  в один взмах руки может смастерить экипаж. Эти мертвые крестьяне, пусть и наделены недалеким внутренним миром, но богатырскими сказочными чертами.

В настоящее время в стране происходят большие перемены, по – новому идет переосмысление человеческих ценностей, и произведение Гоголя актуально. Известные писатели Чернышевский и Герцен говорили о том, что Гоголь важен для народа. Ведь мы видим, что в поэме видна прекрасная душа автора, наполненная тоской по идеалу.

2 вариант

Современный писатель Пелевин сказал, что Россия существует для того чтобы преобразовывать солнечную энергию в энергию страдания. Хотя произведения этого автора во многом фантастичны, он, по сути, является писателем-реалистом, который достаточно точно фиксирует действительность и современность.

Гоголь в этом смысле похожий автор. Поэма Мертвые души полна довольно фантастических эпизодов и полностью метафоричная. Тем не менее, тут описывается с высокой точностью ситуация в России того времени, в том числе и страдания простого народа.

Когда мы говорим о лишениях и невзгодах, то, чаще всего, они могут постигать именно простой народ. Конечно, люди более высоких классов могут об этом волноваться, однако, затрагивала ли Гоголя лично тяжелая крестьянская доля? Ответ очевиден, хотя он довольно точно пишет о народе.

Вообще подобное изображение простых людей мне кажется в каком-то смысле садистическим актом или вариантом цинизма. Так или иначе, тут будет проявляться надменный тон, сострадания в этом довольно мало. Мне кажутся более искренними и честными люди наподобие народников, которые занимались пусть и нелепой и безрезультатной деятельностью, подобной попытке вычерпать стаканом море, но действовали все-таки более конкретно и облегчали страдания конкретных людей.

Гоголь в свою очередь не облегчает ничего простым людям и пишет не для них. Однако, в этом не следует его упрекать, ведь на тот период не многие крепостные читали, что, впрочем, частично опровергается фигурой слуги Петрушки, который читает все подряд. В этой фигуре Гоголь говорит о том, что даже, когда человек из народа прочитает его книгу, он все равно ничего не поймет.

Образы невежества народа Гоголь использует довольно много и некоторых из крепостных изображает подобным животным. Наиболее яркий пример тут Пелагея, которая не может различать стороны и ходит по дому босая. Также и начало поэмы (а начало произведения, как известно, задает тон всему дальнейшему существованию) говорит о тотальной глупости, об отсутствии смысла, которые передаются через нелепый разговор двух мужиков, такой же нелепый как вся жизнь этих людей.

Впрочем, Гоголь не отдает предпочтения помещикам и чиновникам, они являют собой просто более развитые формы народных пороков. Просто, если для маленького человека низкого сословия развить пороки не представляется возможным, то состоятельный может больше впадать в грех и поэтому помещики, к примеру, у Гоголя в том числе являются и прямым олицетворением грехов, согласно православному миропониманию. Также и чиновники и городские жители тоже предстают глупцами, что особенно видно после того как они начинают считать Чичикова сначала мошенником, а потом и Наполеоном.

Вероятно, поэма гоголя во многом посвящена именно глупости, а народ является и носителем глупости и также тем, кто больше всего от этой глобальной глупости страдает. При этом через образы трудолюбивых и талантливых простых людей автор оставляет надежду.

Народ в произведении

В данном замечательном произведении, написанным великолепным писателем Гоголем, содержится повествование о жизни простого народа. Также, автор достаточно подробно и правдиво описывает деятельность нечестных чиновников и помещиков, которые старались всяческим образом обманывать простых людей. От этого, произведение становится еще более ярким. Ведь, если подумать о философском смысле данного произведения, то можно осознать тот факт, что люди, которые привыкают к получению доходов за счет чужого труда, начинают искать новые способы по их эксплуатации. «Мертвые души» являются прямым доказательством того, насколько быстро помещики начинают относиться к просьбе Чичикова, как к нормальной и привычной сделке. С одной стороны, это показывает их хорошую предпринимательскую способность. А с другой – всю аморальную составляющую этих героев.

Автором показаны все ужасы такого явления, как крепостное право. Ведь через призму данного явления, становится понятным тот факт, насколько тяжело было жить крестьянам при таких помещиках, как, например, Коробочка. Она отдавала деньги за покупку не крепостных людей, а собственных рабов, которых она эксплуатировала не только в хозяйстве, но также и в остальных любых делах. Она не видела ничего человеческого в крестьянах, и относилась к ним с пренебрежением. В списке Чичикова прослеживаются настоящие и добрые люди, которые когда-то были задействованы в тяжелом и изнурительном труде. Герою становится крайне жаль этих людей, и от огромного количества имен он приходит в шок.

В образе Плюшкина был показан весь ужас и произвол того времени. Ведь данный герой держал своих крепостных в невероятно тяжелых и изнурительных условиях – кормил он их редко, вследствие чего они сбегали от него. Также, Чичиков подмечал тот факт, что те люди, которым удалось сбежать от Плюшкина, были уже также «неживыми» людьми. Ведь он считал, что беглому крепостному единственным шансом на выживание представляется нахождение нового помещика, которому он будет служить, или его может ждать тюремное заключение, в котором, человек, скорее всего, умрет. Крепостные люди в данном произведении были показаны умными, талантливыми и трудолюбивыми людьми, которые мечтали об изменении в жизни их государства. Однако, из-за того, что они не могли ничего предпринять, им оставалось терпеть столь жестокое обращение помещиков по отношению к себе.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ народа в поэме Мертвые души

Образ народа в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы