Петербург в жизни и творчестве Гоголя сочинение

В сознании величайшего классика Николая Васильевича Гоголя всегда присутствовал созданный лично яркий образ идеального для него города, который имел приятную атмосферу и радовал душу. Главными местами на протяжении всей жизни для поэта были Петербург и Рим, но остановиться стоит на первом из них.

Ещё со времён школьной скамьи драматург бредил Петербургом и во сне, и наяву. Побывав впервые в городе-мечте в далёкой юности, Гоголь столкнулся с многочисленными трудностями на и без того нелёгкой стезе писателя. После жизни в Украине, озарённой в его воображении солнечными лучами, Петербург казался безжизненно серым и тусклым, а сам поэт смотрел на город уставшими глазами, провожая взглядом копошащихся людей, ассоциирующихся с муравейником. Спустя года у поэта всё же сложилось, по меньшей мере, чёткое впечатление о городе, атмосфера которого была не из лучших, но Петербург словно манил Гоголя и завораживал.

Затуманенный город в голове поэта преобразился, заполнив собой ключевые моменты творчества. Практически во всех произведениях Гоголя имеется хотя бы одно упоминание о нём, от "Мёртвых душ" до "Вечеров на хуторе...".  Описывался Петербург так, как виделся поэту ещё в минуты юности: город с царицей, которая исполняет желания, объятый невиданными ранее чудесами. Одновременно с этим, Петербург предстаёт перед глазами читателя призрачным городом, вобравшим в себя как прекрасное, так и безобразное, не имеющее даже чётких границ и очертаний.

В произведениях Николая Васильевича также есть место реализму, где Питер выступает в качестве города, охваченного правлением чиновников, существующих, ведя образ жизни бюрократов. Здесь поэту на помощь в подаче приходила сатира.

В одной из многочисленных повестей Николая Васильевича "Невский проспект", Гоголь описывает Петербург, раскрывая две его стороны и "два лика". Начиная повествование, заявляет, подобно впервые увидевшему город-гигант деревенщине: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге...», когда по серому проспекту движутся безликие люди, односторонняя красота Питера выставляется вперёд, а за её очертаниями скрывается пустота и бездуховность, вперемешку с грязью.

Драматург выражает согласие с таким фактом, что город живёт по собственноручно созданным законам пафоса, трагедии, наигранности, фарса, а, завершая своё повествование, с уверенностью повидавшего многое в своей многогранной жизни человека, делает предупреждение будущему читателю: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нём, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!».

Исходя из творчества драматурга, можно сделать вывод: Петербург поэт связывает с людьми, потерявшими истинный свой лик, с нереальностью и, порой, аморальностью всех событий в городе, владычество мёртвого над ныне живущим периодически мелькает в произведениях, а иллюзорность всего описанного - подтекст каждой из строчек.

Также читают:

Картинка к сочинению Петербург в жизни и творчестве Гоголя

Петербург в жизни и творчестве Гоголя

Популярные сегодня темы