Петербург в жизни и творчестве Гоголя сочинение

В сознании величайшего классика Николая Васильевича Гоголя всегда присутствовал созданный лично яркий образ идеального для него города, который имел приятную атмосферу и радовал душу. Главными местами на протяжении всей жизни для поэта были Петербург и Рим, но остановиться стоит на первом из них.

Ещё со времён школьной скамьи драматург бредил Петербургом и во сне, и наяву. Побывав впервые в городе-мечте в далёкой юности, Гоголь столкнулся с многочисленными трудностями на и без того нелёгкой стезе писателя. После жизни в Украине, озарённой в его воображении солнечными лучами, Петербург казался безжизненно серым и тусклым, а сам поэт смотрел на город уставшими глазами, провожая взглядом копошащихся людей, ассоциирующихся с муравейником. Спустя года у поэта всё же сложилось, по меньшей мере, чёткое впечатление о городе, атмосфера которого была не из лучших, но Петербург словно манил Гоголя и завораживал.

Затуманенный город в голове поэта преобразился, заполнив собой ключевые моменты творчества. Практически во всех произведениях Гоголя имеется хотя бы одно упоминание о нём, от "Мёртвых душ" до "Вечеров на хуторе...".  Описывался Петербург так, как виделся поэту ещё в минуты юности: город с царицей, которая исполняет желания, объятый невиданными ранее чудесами. Одновременно с этим, Петербург предстаёт перед глазами читателя призрачным городом, вобравшим в себя как прекрасное, так и безобразное, не имеющее даже чётких границ и очертаний.

В произведениях Николая Васильевича также есть место реализму, где Питер выступает в качестве города, охваченного правлением чиновников, существующих, ведя образ жизни бюрократов. Здесь поэту на помощь в подаче приходила сатира.

В одной из многочисленных повестей Николая Васильевича "Невский проспект", Гоголь описывает Петербург, раскрывая две его стороны и "два лика". Начиная повествование, заявляет, подобно впервые увидевшему город-гигант деревенщине: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге...», когда по серому проспекту движутся безликие люди, односторонняя красота Питера выставляется вперёд, а за её очертаниями скрывается пустота и бездуховность, вперемешку с грязью.

Драматург выражает согласие с таким фактом, что город живёт по собственноручно созданным законам пафоса, трагедии, наигранности, фарса, а, завершая своё повествование, с уверенностью повидавшего многое в своей многогранной жизни человека, делает предупреждение будущему читателю: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нём, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!».

Исходя из творчества драматурга, можно сделать вывод: Петербург поэт связывает с людьми, потерявшими истинный свой лик, с нереальностью и, порой, аморальностью всех событий в городе, владычество мёртвого над ныне живущим периодически мелькает в произведениях, а иллюзорность всего описанного - подтекст каждой из строчек.

Сочинение Петербург в творчестве Гоголя

Николай Васильевич Гоголь – известнейший русский писатель, который подарил мировой и отечественной литературе уйму гениальных произведений, что продолжают читаться и по сей день. В своем творчестве Николай Васильевич поднимал большое количество разнообразных проблем, бередивших его сознание и умы молодого поколения той эпохи. Крепостничество, заевшаяся бюрократия, несправедливость власти, народ – вот темы гоголевских произведений.

Отдельное внимание писатель уделяет в своих повестях, романах и пьесах городу, который при его жизни являлся столицей России, города Невы, Петра, дождя, культуры – городу Петербургу.

О том, каким предстает этот город в произведениях Николая Васильевича Гоголя, написано в данной статье.

Николай Васильевич рисует Петербург городом зыбким, с элементами фантастики, нереальности, городом-призраком. В нем ничто не постоянно, а изменчиво и переменчиво. В некоторой степени он даже парадоксален. Здесь сочетается несочетаемое: фантастика и обыденность, красота и уродство, богатство и нищета… И так со всеми сферами жизни. Тут происходят самые невероятные события. К примеру, в произведении «Нос» действия описываются в этом городе. Нос ведет свою жизнь параллельно с хозяином.

К тому же Гоголь рисует перед читателем и реальный Питер. Здесь царствуют чиновники, которые высасывают средства из умирающих от голода и бедности людей. Их на улицах грязного города много. К примеру, есть такой герой, как Башмачкин. Мелкий чиновник, что стал совершенно тупым от своего образа жизни. Теперь его главной задачей является скопить немного денег на шинель, чего ему не удается достигнуть. В результате произведения герой умирает из-за того, что попадает под колеса машина иного важного представителя власти.

В гоголевском понимании Петербург – это город многогранный. Здесь есть и бедные, и богатые. В одном ряду находятся и роскошь, и грязь. На самом деле, это пугает и угнетает.

При описании города Николай Васильевич прибегает к использованию такого литературного приема, как сатира.

Интерес вызывает повесть «Невский проспект». Автор вначале воспевает часть города, находящуюся в названии. Притом, он пишет, что по улице идут и перемещается все, что только можно: усы и платья дам, но никак не лица. На это стоит обратить внимания. Автор делает акцент, снова же, на призрачности города и его тленности. Он призывает не верить проспекту и населенному пункту.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что город Петербург в произведениях данного автора – это уничтожение всего, что живет и дышит, а также власть умершего над существующим.

3 вариант

Петербург – особенный город. О нем писали многие русские писатели и поэты. Каждый автор выражал свое мнение об этом величественном городе. Для кого-то Петербург – это символ новой России, символ ее мощи и нового блестящего и яркого будущего. А для других авторов этот город олицетворяет холодный и жестокий мир, где маленький человек совсем ничего не значит, и никому нет до него никакого дела.

В одних произведениях Петербург изображен серым, холодным и тусклым. А в других Петербург показан пышным и величественным.

Одним из первых авторов, который смог изобразить двойственный облик этого города, был А.С. Пушкин. Именно поэма «Медный всадник» стала наглядным примером противоречивости города.

После Пушкина эту линию блестяще развил Н.В. Гоголь. Автору удалось создать такой художественный образ столицы России, в котором царит острое социальное неравенство. В произведениях «Нос», «Шинель», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего» автор рисует нищий Петербург, это город нищих чиновников и мастеров, бедных людей. Такой Петербург значительно отличается от красоты и блеска знаменитого Невского проспекта.

Именно в Петербурге художник Пискарев решает закончить свою жизнь самоубийством. Художник Чартков решает отказаться от своего любимого дела, которое не приносит ему никаких средств для какого-либо существования. Герой меняет свой талант на кошелек, набитый деньгами.

Однако, тяжелее всего в Петербурге живется «маленькому человеку». В произведении «Записки сумасшедшего» Поприщин начинает сходить с ума от атмосферы безразличия и жестокости, которая царит в городе. Сознание героя настолько искалечено, что в своих мечтах он хочет стать таким же мучителем, из-за которых страдают чиновники. Герой тоже хочет, чтобы ему было все дозволено, и чтобы он мог распоряжаться чужими жизнями.

На примере Акакия Акакиевича мы видим весь ужас этого холодного города, в котором царит полное человеческое равнодушие. Для героя самая главная цель его жизни – это покупка новой шинели. Ради этой покупки герой ведет полуголодное существование. Акакий Акакиевич был безмерно счастлив, когда наконец-то новая шинель была у него в руках. Но радость его была недолгой, ночью героя ограбили. Герой искал помощи у разных людей, он даже дошел до «значительного лица», чтобы просить помощи. Но все напрасно. Все отвергли героя, никто ему не посочувствовал, не захотел помочь. Вскоре герой, которого довели до полного отчаяния, умирает от простуды. Но причина его болезни кроется не в холоде, а в равнодушии людей. Бессердечие Петербурга убивает героя.

Гоголь сумел мастерски подчеркнуть двойственность северной столицы. Петербург – это одновременно величественный, красивый, холодный, равнодушный и мрачный город. Город, который поглотил много людских судеб.

Также читают:

Картинка к сочинению Петербург в жизни и творчестве Гоголя

Петербург в жизни и творчестве Гоголя

Популярные сегодня темы