Вий – повесть, написанная по мотивам народного фольклора. Страшная и пугающая история, приключившаяся с семинаристом Хомой Брутом, до последних строк держит читателя в напряжении. Ужасное и печальное сочетается здесь со смешным и веселым, поэтому описанные события выглядят реалистично.
Автор демонстрирует противостояние двух верховных начал: божественных сил и чертовщины. Обе оказывают влияние на человеческую сущность. Господь и сатана без устали сражаются за души людей, ведь только там могущественные противники могут соприкоснуться.
Главного героя зовут Хома. Так же звали Христова апостола, который усомнился. Гоголевский Хома изучает богословие, но божьи заповеди его мало тревожат. Веселый и озорной Хома проводит время в плотских утехах и делает это с размахом – нюхает табак, вкушает скоромную пищу, выпивает. Легкомысленные поступки, совершенные шутя, герой не считает нарушением божественных законов.
Однако в жизнь юноши вторглась злая сила, пожелавшая овладеть его душой. Коварная ведьма в образе старухи задумала погубить Хому. Из этой схватки семинарист вышел победителем: он ослабил ведьму молитвами и засек до полусмерти. Но пропели петухи, и старая ведьма превратилась в прекрасную панночку. Случившееся напугало Хому так сильно, что он переменил свои планы и укрылся от возмездия в бурсе. Тут бы ему покаяться в прегрешениях и вступить на путь искупления. Вместо этого юноша продолжил разгульную жизнь. И божественные силы отвернулись от него, а дьявольские – предприняли новую атаку.
Обезумевший от страха Хома так и не понял пагубность своего поведения. В божий храм он заходил во хмелю и читал заклинания вместо молитв. Подсознание подсказывало Хоме не смотреть на Вия, в образе которого воплотилось зло. Это была последняя попытка божественных сил защитить Хому. Но герой перестал противиться и в очередной раз поддался искушению. Не сумев отвернуться от зла, Хома открыл душу нечисти, и она его погубила.
Слова молитвы, произнесенные вперемежку с заклинаниями неверующим Хомой, оказались слабее злых чар. Автор дает понять, что действия нечистой силы напрямую связаны с поступками людей и предлагает читателю задуматься о своей жизни.
Несмотря на невостребованный в ту пору сюжет (мистика, ужасы), данное произведение по праву заняло место одного из шедевров литературы XIX века не только на бывшей территории Российской империи, но и во всем мире. Очень интересно как писатель комбинирует народные предания с классической манерой повествования. Этот уникальный стиль до сих пор держит читателя в напряжении, вплоть до последних страниц. Но чтобы полностью понять авторский замысел, возможно, потребуется не одно и не два прочтения. Это произведение – история контрастов, где ужасы могут перемежаться с забавными моментами, очевидный вымысел чередуется с существовавшими реалиями тех лет.
Многие фундаментальные художественные произведения затрагивают тему добра и зла. Вспомним «Фауста» Гете или «Мастера и Маргариту» Булгакова. В этих же мотивах проходит канва «Вия». Здесь тоже золотой нитью проходит конфликт божественных и демонических сил. А призом за победу в конфликте выступает человеческая душа.
Главный персонаж произведения – Хома Брут. Он ученик старших классов богословского образовательного учреждения ( бурсы). Случайно ли или по наитию Гоголь выбрал такое имя для главного героя - неизвестно. Возможно, он провел параллель с римским сенатором – убийцей Цезаря. Это касательно фамилии. Имя же в богословской среде довольно известное. Ведь один из самых известных представителей этой профессии - средневековый теолог Фома Аквинский.
Как видно, уже в имени протагониста писатель обыгрывает извечную борьбу добра и зла: Древнеримский предатель – Брут борется со средневековым праведником Фомой Аквинским.
Примечательно, что в самой бурсе и сами преподаватели склонны действовать анти - человечно. Эти телесные наказания за малейшие проступки и т.п. Некоторые ученики всячески попирают божественный образ жизни. В частности, тот же Хома, который предпочитает застолья, табак и горилку служению Богу. Такой человек первоочередная цель, для того чтобы в нем взошло дьявольское семя.
В доме старухи Хоме дается предостережение, что таинственные силы не дремлют и в любой миг могут забрать его душу. Брут не прислушивается к этому предостережению и продолжает вести неправедный образ жизни.
Название повести «Вий» - это, по сути, обозначение злых чар. И в случае Хомы, Вий побеждает и забирает его душу.
Чему учит повесть Гоголя? Она учит тому, что к каким силам примкнуть решает сам человек. Как правило, творить зло легче, для этого не нужно ни каких усилий. В этом и заключается сущность зла – слабоволие – неспособность изменить ход существующих вещей. Добро же требует созидательной тяжелой работы над собой и своей волей к действию.
Человек, примкнувший к добру, получит и божественную силу и всю положительную энергию Вселенной. Но выбор остается всегда остается за каждым отдельным человеком.
Великий русский писатель И.С. Тургенев написал замечательный рассказ «Муму», в котором затронуты животрепещущие вопросы о судьбе человека и самая актуальная проблема тех времен – проблема крепостного права.
Варвара Кабанова – персонаж из пьесы «Гроза» А.Н. Островского. Варвара родилась и выросла в городе Калинове в обеспеченной семье.
Главными героями поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» являются семь мужиков, путешествующих по стране. Именно они узнают историю некого барина по фамилии Утятин.
Уже и не вспомню, когда появилась во мне страсть к чтению. С раннего детства книги окружали меня. Самые первые были ярко раскрашенные, с крупными буквами. Сказки мне читали мама и бабушка
Существует такое утверждение, что слово является источником счастья. Но в мире людей становится все больше слов, которые не способны принести радость ни тому, кто их произносит, на тому, кто слушает.
Мой папа служил в армии с 1996 по 1998 год в Воронеже во внутренних войсках. Он сопровождал поезда, на которых перевозили преступников. Раньше служили 2 года, вернулся он в звании старшего сержанта.