Сочинение Реальное и фантастическое в повести Нос Гоголя

Повесть «Нос» Гоголя относится к сатирическому жанру. Сатира в ней направлена на высмеивание нравов, сложившихся в российском обществе в первой половине XIX века.  Характеры героев и окружающая их атмосфера выписаны во вполне реалистичной манере. Сюда не относится лишь один из героев, если его можно так назвать,  – это нос. Нос, сбежавший от своего хозяина, майора Ковалева,  и непостижимым образом воплотившийся в человеческом облике. «Что за бред?» - именно это, наверное, чаще всего приходит в голову тем, кто впервые начинает читать повесть.   Да, нос, разумеется, – фигура полностью фантастическая.  Но зачем же Гоголю понадобилось вводить его во вроде бы реалистическое повествование?

А дело в том, что именно при помощи введения этого фантастического элемента он и достигает поставленной художественной цели. Нос как бы ломает все рамки привычного, «разрывает шаблон».  И затем автор направляет жало своей сатиры на ограниченных, суеверных, не привыкших задумываться о чем-либо, кроме получения выгод (чинов, денег и продвижения по карьерной лестнице), людей.

Повальное увлечение всякими загадочными, фантастическими явлениями, нелепые слухи, распускаемые вокруг таких явлений, – это то, с чем сам писатель сталкивается в своей повседневной жизни. Подтверждением, что все именно так и было можно найти в дневниковых записях Пушкина, друга Гоголя, который тоже со всем этим сталкивался. 

Так что же могло бы ярче и художественнее передать всю нелепость окружающей Гоголя атмосферы, весь комизм  слов и поступков верящих во всякую дребедень граждан, чем такой вот нелепый, фантастический, полностью бредовый элемент, как этот нос?

Получается, Гоголь просто-напросто подделывается под логику мысли и изложения и под манеру высказывания подавляющего большинства своих современников.

Сбежавший нос, согласно гоголевскому сюжету живет и действует, как человек. Остается непонятным, как хозяин сбежавшего носа, майор Ковалев, при встрече с неким господином в мундире, выпрыгнувшем из кареты, мог догадаться, что этот господин, почтенный статский советник, и есть его собственный нос. Гоголь умышленно не дает никаких разъяснений. Недоумевать по данному поводу должны все: и майор Ковалев, и все, кому он сообщает эту новость, и рассказчик, от лица которого идет рассказ, и сам автор, и, конечно же, читатель. Интригу эту Гоголь не раскрывает и в конце. Обычно авторы сочинений с подобным нереальным сюжетом в развязке заставляют главного героя проснуться и сообщают, что это был всего лишь сон, но Гоголь не идет по этому пути. 

В сочетании реального и фантастического состоит художественное своеобразие повести.

2 вариант

Повесть «Нос» была написана Николаем Васильевичем Гоголем в первой половине 19 века. Произведение является сатирой на несправедливость общественного уклада страны. Реальное и фантастическое тесно переплетается в повести Гоголя.

В основе повести лежит фантастический сюжет: событие, которое произошло с главным героем – майором Ковалевым. Проснувшись утром, Ковалев обнаруживает загадочную пропажу носа со своего лица. В это же время цирюльник Иван Яковливович, находит нос майора в только что испеченном хлебе. Гоголь использует в повести прем гротеска. По мере развития сюжета, абсурдность событий связанных с носом Ковалева нарастает. Нос оказывается олицетворенным. Он ведет себя как человек, по мундиру и шляпе с плюмажем, Ковалев обличает в нем статского советника. Нос майора посещает церковь, гуляет по улицам, даже собирается уехать в Ригу. Но самое необычное, что жители города, да и сам Ковалев, относятся к этому обыденно, появление носа в мундире совершенно не удивляет и не трогает их.

Реальность в повети «Нос» описана писателем, как в деталях, так и крупным планом. Характеристика героев, их быт, общественная жизнь – все это соответствует действительности того времени. Также ощущение правдоподобности добавляют даты: нос отсутствовал ровно две недели с момента своего исчезновения. Отдельным героем повести является Петербург. Мистический, странный, полусумасшедший город занимает центральное место в повествовании. Именно Петербург, город, где цену человеку предают вещи, звания, мундиры, а не мысли и чувства, становится местом, где и происходят фантастический события повести. Призрачная петербуржская жизнь, во всей ее противоречивости правилам и нормам человеческого существования предоставлена в повести «Нос».

Автор поднимает в произведение актуальные для своего времени проблемы. Гоголь обращается к фантастической форме изложения, чтобы показать всю комичность и нелепость общественного уклада страны. Главный герой повести Ковалев стремится к успешной карьере, для него потеря носа является настоящей трагедией. Однако «трагедия» заключается лишь в том, что без носа ему не появится в официальном учреждении, не прогуляться по проспекту, не посетить светское общество. Для героя, также как и для общества, большое значение имеет социальный статус, а не душевные качества.

Весьма интересно, что нос опережает главного героя по «карьерной лестнице» на три ранга. Напыщенный нос – это имидж, созданный Ковалевым. В повети Гоголя он может существовать отдельно от личности: нос начинает жить полноценной жизнью, а единственным препятствием для поездки за границу становится фальшивый паспорт. А вот личности без имиджа приходится очень трудно: гоголевский герой оказывается совершенно потерян, он не может вести прежнюю светскую жизнь. Таким образом, высокое положение и чин личности в повести Гоголя ценятся больше самой личности.

Также читают:

Картинка к сочинению Реальное и фантастическое в произведении Нос

Реальное и фантастическое в произведении Нос

Популярные сегодня темы