Анализ Сна Обломова - 9 главы романа Гончарова Обломов

В 9 главе произведения, в форме сна главного героя, автор описывает причины, приведшие того к деградации.

Во сне Обломов видит деревню, принадлежавшую ранее его родителям, а теперь ему самому, в которой он провел детство. Жизнь в Обломовке течет медленно и размеренно, отношения между людьми подчеркнуто патриархальные. Маленький Илья Обломов с самого начала видит гипертрофированную заботу родителей и приставленных к нему слуг.

Родители главного героя романа изображены добрыми людьми. Они не притесняют своих крепостных, а просто живут за их счет. Однако отсутствие проблем, вызовов со стороны окружающей среды, сделало их ленивыми людьми, проводящими жизнь как-бы в полусне. Здесь писатель, возможно и в несколько гипертрофированной форме, говорит о среде, в которой вырос он сам. Однако Гончаров, в отличие от своего героя, смог вырваться из того болота, поэтому хорошо представлял себе его и смог описать опасности, которые оно таит.

Илья Обломов изображен любознательным, живым и подвижным ребенком, но все его естественные попытки познавать окружающий мир, которые должны были сформировать личность, давятся на корню родителями и приставленными ими воспитателями из крепостных.

Писатель показывает, что к его герою не проявлялось никакого насилия, а давление на него было сдобрено огромным количеством проявленной заботы и любви. Главная опасность видится именно в этом: суровые наказания могли или сломать Илью, превратив его в безвольную куклу, или же, наоборот, воспитать в нем твердый характер, умение противостоять давлению. Однако отвечать злом на доброту и заботу не принято, что и сформировало безволие главного героя.

Существенную роль в формировании характера Обломова сыграл и сам распорядок жизни в деревне. Если бы все ограничивалось просто запретами уходить далеко от усадьбы или играть в определенные игры, то, возможно, Илья нашел бы себе другое поле для развития своей любознательности. Однако жизнь в Обломовке была наполнена большим число ритуалов, в том числе медленным поглощением пищи и обязательным послеобеденным сном. У главного героя оставалось не так много свободного времени. 

Другой причиной, приведшей Обломова к «диванному существованию» стали, по мнению автора, сказки няни. Илья обладал живым умом, который ему настойчиво не давали развивать, обращаясь к внешнему миру или школьным занятиями. Однако сказки, порождающие мечты и размышления о выдуманном фантастическом мире, дали выход энергии Обломова, и он замкнулся в себе.

В сне Обломова фигурирует и Андрей Штольц, являющийся одновременно  другом и антиподом главного героя. Он влияет на Илью в другом направлении, помогает ему в освоении школьных уроков, пропущенных по вине родителей, но влияние сонной Обломовки перевешивает.

В целом, данная глава показывает роль воспитания и опасность чрезмерной заботы для формирования личности.

Анализ 2

В девятой главе романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов», озаглавленной «Сон Обломова», автор глубоко погружает читателя в мир воспоминаний главного героя, раскрывая причины его нынешней апатии и лени. Этот сон становится ключевым эпизодом, объясняющим характер Ильи Обломова и его жизненную позицию.

Во сне Обломов возвращается в свое детство, в родное имение Обломовку. Здесь жизнь течет размеренно и спокойно, без каких-либо серьезных проблем или вызовов. Родители Ильи — добрые люди, но их забота о ребенке граничит с излишней опекой. Мать постоянно беспокоится о здоровье сына, а отец занимается хозяйством лишь формально, фактически предоставив все дела на откуп крепостным. В этом мире Илья растет под чутким присмотром слуг и родителей, которые стараются уберечь его от любых трудностей и напряжения.

Сон показывает, что Обломов в детстве был живым, любознательным ребенком. Он хотел исследовать мир, бегать, играть и учиться. Однако его естественные стремления подавлялись родителями и слугами. Вместо того чтобы развивать свои способности и интересы, Илья погружался в атмосферу всеобщей лени и безделья. Родители не видели смысла в образовании, считая его ненужным для барского сына. В результате Обломов растет в условиях полного отсутствия стимулов к активной жизни и саморазвитию.

Особое место во сне занимает образ Андрея Штольца, друга Ильи, который пытается помочь ему в учебе и развитии. Однако даже его усилия оказываются бесполезными перед лицом всеобщей апатии и лени Обломовки. Андрей делает за Обломова домашние задания, что только укрепляет Илью в мысли о том, что можно жить без особых усилий.

Гончаров через сон главного героя показывает, как окружение и воспитание формируют личность. Обломов становится жертвой обстоятельств, в которых он рос: излишней опеки, отсутствия необходимости прилагать усилия для достижения целей и полного погружения в мир лени и безделья. Это объясняет его нынешнее состояние — апатию, нежелание что-либо делать и стремление избегать любых жизненных трудностей.

Сон Обломова является важным элементом романа, раскрывая причины его характера и поведения. Гончаров подчеркивает опасность чрезмерной заботы и отсутствия стимулов к развитию, что в конечном итоге ведет к деградации личности.

Анализ 9 главы

Эта глава представляет собой воспоминания Обломова – о детстве и юности. Тут показана его семья, имение, образ жизни, которые и повлияли на формирование Ильи.

По-моему, эта глава вполне могла бы быть в виде просто воспоминания. Вот, детство героя было таким-то. А тут спит Илья Ильич и видит… Думаю, что это сделано потому, что он почти всё время спит! А ещё потому, что сон – это почти мечта, вот возвращение в детство и могло быть мечтой Ильи.

Как было не стать Обломову таким, как его все знают (в плохом смысле), если он стал воплощением всей лени и ограниченности тех мест. И ведь показывается, что и малыш, и подросток Илюша любил озорничать… Побежать в лес одному, поиграть с ребятами в снежки!.. Но маменьки так опекали его, что у них истерика случалась от поведения этого «бесенка». И ещё не разрешали ему ничего делать, даже нельзя чулки самому надеть или какую вещь поднять, на то есть слуги! И поощряли его нелюбовь к учёбе, то есть помогали ему отлынивать от занятий. А ещё вселяли в него страх к миру сказками и любовь к «волшебной халяве».

Вообще, родные и сами ничего особо не делали, и другим не давали. Барин всё собирался: почитать, написать другу, починить галерею и крыльцо… Точней, распорядиться починить. Зато обряды все соблюдали точно (особенно в отношении еды), но не очень интересовались самими людьми. Сонное царство! И очень боялись нового. Письмо если принесли, так не бери! Чужой в канаву упал, выбраться не может, так не помогай! Мало ли что…

И сама природа в Обломовке подходящая. Без гор и морей, которые могли бы взволновать, но и без лишней красоты, которая могла бы вдохновить поэта. Например, луну автор сравнивает с деревенской глупой девкой, которая наивно и прямо смотрит на художника. Не хочется и рисовать её, а послать только… за квасом. Кстати, жители деревни ленились даже мух из кваса вытащить, просто сдували их.

Разговоров почти не было в этом доме, так как никаких мыслей не было у людей, а нового они боялись. Вот и сидели в тишине, а то и спать шли с закатом, ведь на свечах (да и на всём экономили). Деньги прятали в сундуки, так спокойней.

Единственным выходом был для Ильи пансион Штольца, дружба с энергичным сыном немца – Андреем. Но и тут всё как-то не так, юный Штольц делал за друга переводы, помогал ему лениться дальше.

В общем, не стал Илья Ильич революционером – не изменил жизнь в Обломовке, а увяз в ней, поддался. Всё, конечно, доведено до высшей степени.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ Сна Обломова - 9 главы романа Обломов

изображение Анализ Сна Обломова - 9 главы романа Обломов

Популярные сегодня темы