Проблемы, поставленные Гончаровым в произведении «Обломов», волновали автора задолго до написания романа. Еще в 1838 году им был написана ироническая повесть «Лихая болесть». В повести говориться о странной эпидемии, охватившей мир. Вместо того, чтобы трудиться, герои повести довольствуются несбыточными мечтами, они строят неосуществимые планы, живут в своем вымышленном мире. Их охватывает хандра, апатия, лень. Эта «лихая болесть» — та же «обломовщина», только немного в другой форме.
Гончаров начал обдумывать роман «Обломов» в 1847 году, сразу же после появления в печати «Обыкновенной истории». Первоначально автор намеревался описать жизнь дворянского юноши с рождения до самой смерти, но потом его планы немного изменились. К 1849 году у Гончарова в голове был план романа, была написана его первая часть, а в литературном журнале писатель опубликовал отрывок из будущего романа, главу «Сон Обломова». В этой главе явно видно отношение автора к своему герою. Это не сатира, Гончаров симпатизирует и сочувствует Обломову, в чем-то его оправдывает.
Гончаров работал над романом «Обломов» 12 лет. Полностью это произведение было опубликовано лишь в 1859 году в альманахе «Отечественные записки».
В 1852 году работа над «Обломовым» была прервана на несколько лет. Гончаров принимает участие в кругосветном плавании на парусном корабле в качестве секретаря командира экспедиции. Во время путешествия Гончаров заполнял судовой журнал, а его впечатления позже легли в основу сборника очерков «Фрегат Паллада».
К «Обломову Гончаров вернулся лишь после выхода в свет «Фрегата «Паллада», в 1857 году. Он едет на курорт, где за 2 недели практически дописывает роман. Однако, в 1858 году, когда роман уже был дописан и подготовлен к печати, Гончаров начал вносить в него новые главы и править старые. Такая требовательность объяснялась тем, что автор считал этот роман почти автобиографическим. Он находил общие черты у себя и своего героя. Гончаров тоже любил покой и бездействие. Считал, что именно такой образ жизни позволяет проявляться творческому началу. Как и Обломов, Гончаров родом из провинции, получил хорошее образования. Он такой же медлительный и так же склонен к романтическим мечтаниям. Даже личные судьбы Гончарова и Обломова схожи. Гончаров также как и Обломов, не смог покорить женщину, в которую был влюблен. По одной из версий литературоведов образ Штольца также имеет отношение к личности Гончарова. Он выражает внутреннее стремление писателя к упорядоченности и рассудочному поведению.
Долгая и трудная история написания романа «Обломов» еще раз доказывает важность для писателя идей и тем, поднятых в этом произведении.
Роман «Обломов» Ивана Александровича Гончарова является одним из самых значимых произведений русской классической литературы. История создания этого романа уникальна и многослойна, раскрывая не только творческий процесс автора, но и глубокие философские размышления о природе человека и общества.
Работа над «Обломовым» началась в 1847 году и продолжалась около двенадцати лет. Гончаров тщательно переписывал и исправлял текст, стремясь к совершенству. Первоначальное название романа было «Обломовщина», что отражало основную идею произведения — критику русского патриархального уклада и бездействия дворянства. Это слово стало символом лени, апатии и безразличия, характерных для определенной части общества того времени.
Основной мотив романа — застой и бессмысленность существования — был впервые представлен в произведении «Сон Обломова», которое стало основой первой части романа. Главный герой, Илья Ильич Обломов, изображен как ленивый барин, чья жизнь проходит в праздности и бездеятельности. Этот образ стал символом «обломовщины», но постепенно авторская позиция становилась более сложной и неоднозначной.
Гончаров переписывал роман, меняя свое отношение к главному герою. В конечном итоге название было изменено на «Обломов», подчеркивая центральность фигуры Ильи Обломова в повествовании. Фамилия главного героя не случайна: она содержит корень слова «ломать», что ассоциируется с разрушением и переменами, предстоящими обществу накануне крестьянской реформы. Также в фамилии можно увидеть связь со словом «обломиться», символизирующим трагическую судьбу героя и его несостоявшуюся жизнь.
Важным аспектом является многозначность фамилии Обломов, которая также отсылает к старославянскому корню «обло», означающему «круглый». Это подчеркивает мягкость и обтекаемость характера героя, его склонность к устойчивости и отсутствию резких граней. Внешний облик Обломова — располневший добряк с пухлыми руками и мягким выражением лица — подчеркивает его внутреннюю сущность, полную мечтательности и человечности.
Гончаров видел в Обломове близость к национальным корням русского характера. Отсутствие резкости, обтекаемость и склонность к устойчивости автор считает характерными чертами русской души. Однако эти же качества становятся причиной бездействия и апатии, что выражается в понятии «обломовщина». В противовес Обломову стоит образ Штольца — делового человека нового поколения, действующего ради денег и успеха.
Роман заканчивается на оптимистичной ноте: автор оставляет надежду, что лучшие качества Обломова — его душевность и стремление к совершенству — могут быть совмещены с жизненной активностью Штольца в будущих поколениях. Гончаров призывает читателей действовать, воплощая свои мысли и мечты в реальность.
История создания романа «Обломов» — это история долгого и трудного пути автора к пониманию своего героя и окружающей действительности. Гончаров сумел создать произведение, которое остается актуальным и сегодня, поднимая вечные вопросы о смысле жизни, активности и ответственности перед самим собой и обществом.
Мотив «обломовщины» начал появляться в творчестве писателя несколько раньше самого творения. Все началось с юмористической повести «Лихая болесть», в которой автор указал читателю на типичные «вирусы» общества, попавшие в Петербург. К ним относятся: напрасные надежды, «воздушные замки», апатия и.т.д.
Кстати, и сам писатель порой задумывается над тем, что же такое «обломовщина». Ему очень интересно, действительно ли ее можно назвать регрессом? Либо же это некая новая форма существования?
«Сны» изображают мотивы человеческой статичности. Тем не менее, Илья Ильич вызывает и симпатию автора. Если Гончаров и «подшучивает» над ним, то беззлобно, по-доброму. Соответственно, это не отрицание, а лишь попытка легкой иронии. Что же касается читателя, у него всегда есть выбор – быть таким как Обломов (апатичным, флегматичным и даже ленивым) либо же таким, как Штольц (действенным, активным по жизни, полным планов и идей). Однако писатель не берет на себя право говорить, что одна позиция откровенно хороша, а другая – плоха.
Сам творец неоднократно признавался, что идея «Обломова» возникла у него после «Обыкновенной истории». Мало того, достаточно быстро был готов черновой вариант первой части. Летом после подготовки «Сна», Гончаров побывал на Родине. К слову, в Симбирске он видел достаточно много проявлений «обломовщины». Возможно, именно это помогло писателю настроиться на «нужную» волну и дало позитивный толчок для творчества.
Однако впоследствии его ждала кругосветка на фрегате «Паллада». Автор на время забросил роман. Позже, летом, на курорте Мариенбад, Гончаров закончил писать «Обломова». Точнее, три его части. В августе началась подготовка последней, четвертой части.
Сам литератор признавался другу, что достаточно странно выглядит тот факт, что человек, который корпел над романом годы, умудрился закончить его в один месяц. Тем не менее, себя он «оправдывал» тем, что за это время сюжет в голове сформировался по крупицам, до мельчайших сцен. Подсознанию уже были ведомы все нюансы. Оставалось только перенести мысли на бумагу.
Тем не менее, «Обломова» все же пришлось подкорректировать – в 1858-м году. Были как сокращения, так и новые сцены. После того, как произведение было окончательно готово, писатель сказал, что «написал свою жизнь и то, что к ней прирастает».
Еще Гончаров не скрывал того, что на него повлияли идеи Белинского – а конкретно, его выступление по поводу «Обыкновенной истории». Последний выдвинул образ «лишнего» человека, романтика из дворян, желающего почетного места в жизни, но совершенно к ней неприспособленного.
Впрочем, даже сам писатель порой считал себя таковым. Он признавался, что «Обломов» в некотором роде автобиографичен. Честно говоря, во время путешествия на «Палладе», Гончаров и сам целым днями возлегал в своей каюте, наслаждаясь покоем и тишиной. На кругосветное путешествие он еле решился. Неудивительно, ведь у Майковых его называли «принц де Лень».
Семья - мое самое любимое слово. Я часто смакую его на кончике языка, повторяю вновь и вновь. Особенно когда близких людей нет рядом со мной, когда я за тысячи километров от дома
Айвазовский написал огромное количество картин и на многих из них он изображал море. Он мог изобразить в разных видах. На одной картине оно тихо и таинственно, а вот на другой бурное и шумное.
Мне нравится моя школа за то, что она довольно веселая. В ней много умных и веселых парней и девушек. У меня среди них много друзей.
Каждый человек вне зависимости от пола, возраста или характера хочет быть счастливым. Все мы в той или иной степени стремимся испытать это незабываемое ощущение. Но что именно делает нас счастливыми людьми?
Василий Дмитриевич Поленов очень талантливый русский художник. Его работы всегда вызывают у зрителя бурю эмоций и обсуждения. Одно из таких произведений знаменитого художника это картина «Московский дворик».
С биографией Павла Ивановича Чичикова можно познакомиться лишь под конец поэмы. Читателю уже известно какими делами занимался помещик в городе NN