Легенда о Данко - составная часть рассказа Горького «Старуха Изергиль» и является как бы кульминацией, ибо описывается в конце рассказа. Этим автор видимо хотел подчеркнуть, что в жизни всегда есть место для подвига и самопожертвования во имя счастливого будущего.
Рассказу старухи Изергиль о Данко предшествуют изменения в природе. Тяжелая черная туча надвигается на степь, облака гасят звезды. И, когда стало совсем темно, вдали в степи стали появляться голубые огоньки, они вспыхивали и гасли. Это и были искры от горящего сердца Данко.
Саму историю о Данко можно назвать сказочной. В ней использует автор народный фольклор, предания старины, наделяет героя почти божественной силой. Данко пожертвовал собой ради спасения людей, которые уже утратили веру в светлое будущее. Их вытеснили с насиженных мест другие племена, и они уверовали в то, что выхода нет. Но выход нашел смельчак Данко, который пожалел людей и вывел из непроходимого леса в светлое будущее.
О Данко мы узнаем, что он молодой красавец и смелый. Его речь немногословна. В ней есть поговорки и пословицы. Говорит он кратко и уверенно, что и побуждает людей идти за ним. Данко бесстрашно шел впереди всех, проходя препятствия. А когда в лесу стало совсем темно, и среди людей начались недовольства, он вырвал из груди свое сердце, чтобы осветить идущим путь.
Данко вывел людей из леса и был счастлив, что совершил такой поступок, хотя и знал, что умрет. Данко умер, а люди, радуясь, что вышли из тьмы, даже не заметили смерти героя. И лишь один из них, опасаясь за что-то, растоптал ногами горящее гордое сердце.
Подвиг Данко неоспорим, он сделал все, чтобы лучше жилось людям, и умер, став бессмертным, ибо искры от горящего сердца до сих пор появляются перед грозой. Такой аллегорией автор показал, что мужество и любовь к людям сильнее трусости и безысходности.
Конец легенды о Данко очень символичен тем, что когда старуха окончила повествование, в степи стало очень тихо, вроде бы и степь была поражена этим подвигом, а по небу медленно плыли тучи, и печально шумело море. Вот такой конец еще ярче подчеркивает поступок, который совершил Данко и задуматься о бессмертии подвига.
В 1888 году Ницше сошел с ума, когда увидел, как на улице извозчик бьет кнутом лошадь. После этого он был помещен в клинику и завершил свои дни практически в полном помешательстве. Тем не менее, идеи немецкого философа распространились довольно активно и до сих пор будоражат умы, являются предметом для рассмотрения и обсуждения.
Горький являлся одним из тех, кто довольно ярко воспринял мысли Ницше и постарался переложить его на собственный лад. Эти попытки отыскали свое отражение в различных произведениях писателя, в частности в Старухе Изергиль 1895 года.
По сути, легенда о Данко, которая завершает трилогию рассказов излагаемых Изергиль герою, вполне может читаться как краткий конспект Так говорил Заратустра. Многие мысли оттуда частично повторяются. Да и сам образ Данко намекает ни на кого иного как на ницшеанского сверхчеловека.
Конечно, мы можем здесь видеть и вечные темы и более-менее стандартизированный образ героя-праведника, который ведет людей сквозь тьму. Таким был платоновский философ, которому удалось выбраться из пещеры, такими могут рассматриваться даже исторические личности наподобие Галилея или Коперника.
Тем не менее, возвращаясь к сравнению Заратустра – Данко мы можем наблюдать совпадение сюжетных ходов и некоторых концептуальных деталей. Например, Данко также вдохновляет людей, которые устали своим сердцем. По сути, Горький тут рисует последних людей, которые «смотрят и моргают» они бездушны.
Также Данко не говорит о каком-то высшем начале, он говорит о высшем человеке, сверхчеловеке, которого собой и являет или как минимум представляет собой переход к этому существу.
Ницше писал про Бога, который умер от сострадания к людям и, когда мы видим как люди останавливают Данко в лесу и обвиняют его, хотят его погубить, то этот герой в итоге проникается состраданием. Он посмотрел на людей и увидел только зверей, он выслушал обвинения и рассказал о своей способности вести людей и сам укорил их за овечью покорность и неумение сберечь сил для трудного пути, но в итоге он бушует яростью, которая меняется спокойствием от сострадания к людям.
Именно сострадание и уничтожает самого Данко, он остается втоптанным в грязь, остается безмолвным свидетелем своего времени, который точнее других мог рассказать людям о них самих, но эти рассказы останутся втоптанным в грязь безмолвием.
Возможно, в таком исходе Горький отмечал некоторую трагичность идей сверх человека, он говорил о людях, которые будучи выведенными из леса, забудут обо всех трудностях поиска света, об истинной цели. У этих людей останется только осторожность, которая растопчет гордое сердце Данко, еще недавно освещавшее путь.
Поэма Гоголя изобилует дополнительными деталями, которые создают фактурность и глубину. Наряду с канвой помещиков, которые задают основное направление сюжету и формируют структуру есть незначительные герои
Сказка «Айболит» восхваляет профессию доктора, которая нелегко даётся Айболиту. Сколько препятствий и переживаний на своём пути переживает врач, но все равно достигает свои цели
Русская литература 19 века создала новый образ человека своей эпохи, который конфликтует с обществом, а общество отвергает его. Такой образ создал и Лермонтов в романе «Герой нашего времени».
Учительница местной школы всегда недовольна поведением одного из своих учеников. Ее раздражало то, что мальчик беспрестанно зевает на уроках. Считая это неуважением, она не раз делала ему замечания.
Человек – основная составляющая общества. Он не может существовать и формироваться самостоятельно. Принятые решения, изменение жизненных ценностей, зависит от окружения.
Месть — это намеренное причинение зла кому-либо за нанесённое оскорбление или обиду. Люди, которые мстят тем, кто причинил им боль и страдания, хотят расплатиться с ними той же монетой, заставить почувствовать обидчика на своем месте