В основу произведения положен один из эпизодов путешествия Максима Горького из Одессы в Тифлис осенью 1891 года с товарищем Цулукидзе, который стал прототипом Шакро.
Жанр: рассказ
Главный герой встречает по пути грузинского князя Шакро Птадзе, которого, как позже выяснилось, обманул друг, оставив без средств существования. Главный герой предлагает князю пойти с ним в Крым пешком. Он дает слово, что найдет попутчика Шакро, либо сам лично будет его сопровождать.
Путь предстоял им долгий. Они знакомятся ближе. Шакро рассказывает своему спутнику о жизни на Кавказе и об обычаях. Главный герой восхищен, но в то же время поражен жестокостью и варварством народов Кавказа.
Наконец путешественники прибывают в Крым. В городе рассказчик работает, содержит себя и товарища, в то время как Шакро отлынивает от работы и ничем кроме милостыни не зарабатывает. Птадзе помыкает главным героем.
Рассказчик был очень терпелив, он прощал все грузинскому князю. Лишь один случай рассердил главного героя: Шакро рассмеялся над внешностью рассказчика, сравнил его лицо с тупой бараньей рожей. Оскорбленный и униженный главный герой покидает грузинского князя, но тот догоняет его и просит прощения. Рассказчик обладал щедрой душой и простил Шакро.
Оба товарища ни в Феодосии, ни в Керчи не находят способа заработать для поездки в Тифлис. Рассказчик придумывает план, который с наступлением темноты пустит в ход.
Поздней ночью грузинский князь и рассказчик воруют лодку и отправляются в плаванье. Их чуть не настигла погибель, но, к счастью, все обошлось. Они добираются до земли, и бегут к костру, который виднелся вдалеке.
Путешественники подвергаются нападению своры собак, но их спасают чабаны, которые позже решают, что делать с путниками. В итоге самый старший чабан высказал мнение отпустить товарищей, а лодку отправить обратно в Керчь.
Чабаны дают в дорогу путникам еду, рассказчик благодарит их за проявленное благородство. Путники направляются в Анапу. Шакро смеется и говорит, что на месте рассказчика поступил бы иначе: сказал бы, что главный герой хотел утопить его и начал бы плакать, тогда его пожалели бы, а рассказчика посадили бы в тюрьму.
Рассказчик возмущен цинизмом грузина, но попытки объяснить ему нормы морали оказались тщетны. Грузин считает себя человеком, а спутника своего – никем.
По пути во Владикавказ путники нанимаются к черкесам, чтобы собирать кукурузу. Грузинский князь крадет лезгинскую кисею. Главный герой бросает на дорогу сворованный предмет, так как был наслышан о мстительности черкесов. Рассказчик пытался объяснить Шакро, как плох его поступок, но в итоге между ними разгорелась драка. В итоге они мирятся, и отправляются дальше в путь.
Князь и рассказчик добрались до Тифлиса, но в город не могут зайти, так как Шакро неподобающе одет, не соответствует своему титулу князя. Грузин просит подождать рассказчика, а сам уходит и больше не возвращается.
Тема – автор рассказа дает понять, что зло, если ему не противиться, возрастает, переходя все допустимые рамки. Князь Шакро ведет паразитический образ жизни, обещая спутнику вознаграждение в будущем, которые останутся лишь словами.
Рассказчик
Шакро Птадзе – князь грузинский, спутник героя
Отличительная композиционная черта данного рассказа – резкое противопоставление хорошего и плохого, доброго и злого. Композиция последовательная.
Рассказ Максима Горького "Мой спутник" основан на реальном путешествии автора из Одессы в Тифлис.
Автор, подрабатывающий в Одессе и собирающийся перемещаться в Крым, каждый день встречал одного и того же человека с тростью и обладающего кавказской внешностью. Он прогуливался возле реки и безучастно осматривал город тоскливым взглядом. Через несколько дней после постоянных столкновений в городе, автор решается во что бы то ни стало познакомиться с этим человеком. Кто он? Что здесь делает? Почему всегда ничем не занят? Все эти вопросы интересовали нашего героя и он, предложив сидевшему неподалеку незнакомцу завел знакомство. Со временем, когда рассказчик решил помочь обманутому и одинокому грузинскому князю Шакро Птадзе вернуться домой, его попутчик стал день ото дня все больше и больше требовать, не давая ровно ничего взамен, только упрёки. Он не работал, ссылаясь на плохое самочувствие, а после и вовсе признался, что работать не умеет.
Что оставалось делать автору? Не мог он оставить беднягу на произвол судьбы и помогал во всем. Кормил, выслушивал жалобы, а иногда, и оскорбления в свой адрес?
Нельзя понять до конца, почему герой позволил так с любой обращаться. Есть вероятность, что его забавляли беседы и споры между такими разными видениями жизни и ее правил. Представители новой и старой мысли существовали вместе и достаточно мирно.
Герой живёт бродяжничеством и разовыми подработками. Он не удовлетворен жизнью оседлого человека. Ему близок тот образ жизни, в котором он свободен и ничем не обременен. Персонажа привлекает новизна: новые знакомства, новые места, новые приключения.
В финале рассказа спутник-"нахлебник" главного героя покидает мужчину, едва только войдя в город. Он даже не поблагодарил человека, обеспечивающего его всем необходимым целых 4 месяца пути. Тем не менее, автор с улыбкой и по-доброму об этом вспоминает. Он видит огромную пропасть между работающим классом и теми, кто считают себя выше и лучше других.
Основной мыслью рассказа является то, что каждый человек, со своим пониманием жизни и ее уклада, особенный, и нуждается в таком же отношении. Можно сколько угодно говорить о том, какими мы должны быть, но на то мы и живём в мире, чтобы приспосабливаться к сосуществованию с разными людьми, которые представляют население нашей страны и создают этот самый неповторимый колорит русского народа.
Проблема отцов и детей, это проблема, которая была и будет актуальны всегда. Суть данной проблемы заключается в их непонимании. От этого никак не уйти, ведь менталитет и культура одного поколения
В данном произведении автор показывает живописную картину народных верований, бытовавших в деревне девятнадцатого века через разговор мальчиков, случайным свидетелем которого стал рассказчик.
Вся наша жизнь - это огромный труд. Даже много сотен лет назад именно благодаря труду люди смогли выжить, смогли добывать пропитанные, строить себе жилье и растить детей.
Кабанова Марфа Игнатьевна – довольно крупная фигура в пьесе, мы можем смело назвать одной из главных героинь произведения. Кабанова является свекровью Катерины, помимо этого, у нее есть дети – Тихон и Варвара
Время не замедляет свой бег. Для всех персонажей пьесы Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» это ощутимо: для Любови Раневской, которая не смогла побороть в себе горе от потери любимого сына
Непревзойденным мастером писательского стиля и юмора является великий американский писатель Генри. Он отличался всегда отличным чувством юмора и имел четкое ощущение того, что хочет прочитать читатель