Литературные произведения XIX века отличаются обилием художественных методов изображения происходящего. Модный сентиментализм сменяется реализмом. Основными писателями, использующие реализм - как способ достижения художественного смысла произведения, являются А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достаевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.С.Грибоедов.
А.С.Грибоедов написал более десяти драматургических пьес, но наиболее известно его произведение «Горе от ума», которое можно назвать комедией в стиле реализма.
Изображенный народ в комедии, словно, немой свидетель исторических событий того времени. На отдельных народных образах автор показывает лишение и бесправие слуг перед помещиками. Таким представителем является Лиза. Веселая, преданная, она умеет устоять перед ухаживанием Молчанина и самого хозяина Фамусова. Девушка любит буфетчика и не изменит своим принципам. В уста именно этой героини автор вложил глубокий смысл о положении крестьян в обществе- главное не попасть под гнев и любовь барина. Несмотря на второстепенность роли, Лиза представлена яркой, многогранной личностью. Эта и есть одна из черт грибоедовского реализма - человек предстает перед читателем таким каким может быть в реальном обществе.
Борьба двух миров «старого» и «нового» нашла свое отражение в образах Фамусова и Чацкого. Фамусов - представитель «века уходящего» барин-самодур, не терпимый к прогрессивным идеям. Чацкий - молодой человек, верующий в победу науки, разума над невежеством. Фамусовское общество «задавило» новаторские идеи Чацкого, который вынужден покинуть Москву. Еще один штрих реализма комедии - не всегда добро побеждает зло.
В комедии главные герои - реальные люди, живущие в современную эпоху, не имеют каких либо особых заслуг, просто дворяне среднего класса с небольшим достатком. Живут они обычной жизнью: слуги любят слуг, барин пристает к прислуге, в доме принимают гостей, проводят балы. Читатель словно попадает в реальный мир XIX столетия.
Очень интересны монологи и речь героев комедии. Манера общения Фамусова точно определяет его характер , отношение к происходящему : в общении с дочерью прост и ласков, с секретарем- властен и груб, с потенциальным женихом дочери Скалазубом- вежлив и учтив. Несмотря на стихотворную форму комедии, речь героев проста понятна, без какого пафоса. Эта еще одна черта реализма грибоедовской комедии.
А.С.Грибоедов - мастер критического реализма, его комедия «Горя от ума» является одним из первых произведений, сочетающая в себе как черты классицизма так и реализма.
Произведение, созданное в эпоху господства классицизма, показало реальность, в том числе ее неприглядные стороны в истинном свете. Появление комедии знаменовало смену господствующего литературного направления, вызванного переменами в общественном сознании.
В «Горе от ума» достаточно четко показана типичная старая дворянская Москва. Грибоедов рисует черты быта в барском доме. Изображение автором взаимоотношений господ и их крепостных слуг не носит идеалистического характера. Бесправие, порождаемое крепостным состоянием, показано, в том виде, в каком оно существовало в реальности. Грибоедов не выводит ярких картин страданий, но и не показывает искреннюю почтительность одних и доброе попечение других.
Образы героев также не являются строго положительными или отрицательными. Например, Фамусов, представляющий собой врага прогресса и просвещения, при этом добродушный московский барин, который любит своих родственников и оказывает им покровительство. Софья – также неоднозначный персонаж. С одной стороны, она независима, как Чацкий, образована и начитана. Софья, как и главный герой не боится общественного мнения. С другой, именно она начинает распространять суждение о сумасшествии Чацкого, причем действуя из чисто эгоистических мотивов. Главный герой также показан не как воплощение идеала, но в качестве реального человека. При этом и он, и Софья не изображены застывшими образами, а живыми людьми, которые со временем меняются.
Кроме того, простой народ, изображенный достаточно достоверно, служит фоном комедии, показывая, что действие происходит в реальной Москве.
О реализме произведения свидетельствует и речь героев. Конечно, каждый персонаж говорит, в соответствии со своим характером, тон речи или строение фраз отражают его характер, но, в целом, манера разговора, включая особенные московские словечки, точно воспроизводят обстановку в московских барских гостиных первой половины девятнадцатого века.
В «Горе от ума» автор стремился не только донести до читателя свои идеи, но и показать, что то, о чем он говорит, имеет непосредственное отношение к действительности.
Если разбирать произведение "Горе от ума" по составу, то это полностью реалистичное произведение. Сам автор раскрывает характеры барских людей и то, что крепостные крестьяне не имеют никаких прав. И как раз образ Лизы в этой комедии показывает крепостные порядки, которые происходят в мире Фамусова. Ей жалко остальной народ и это главная основа произведения и Грибоедов именно так изображает жизнь. Как только герои начинают говорить, мы видим образ старой Москвы. Герои в произведениях Грибоедова могут восприниматься нами как настоящие и реалистичные герои. В каждом герое происходят изменения, но кардинальные мы видим именно у Чацкого.
Грибоедов изображает все стороны действительности. Он раскрывает и быт, и нравственные ценности людей. И не только кругу Фамусовского общества, но и всей Москвы в целом.
Реализм заключается том, что автор изображает стандартные характеры в обычных обстоятельствах. Реализм в данном произведении подтверждается тем, что за образами стоят живые и настоящие люди.
Персонажи произведения "Горе от ума" очень многосторонние. Фамусов предстает перед нами как негативный герой, который не любит просвещаться, но с другой стороны он отец, который любит своих детей. Так же и Софья показывается нам сентиментальной и ранимой, но у нее есть и твёрдые черты характера и самостоятельность.
Даже такие черты жизни и людей которые выходили за рамки того века тоже были изображены в произведение. И в последующих поколениях Чацкий стал символом благородства и свободы.
Грибоедов добавляют героям индивидуальность, которая проявляется речью. Каждый герой говорит своими фразами и из этого складывается уникальный характер. В этом и есть проявление реализма в комедии "Горе от ума".
Дворянская жизнь в те годы была правдивой и правильно описана. Комедия очень жизненная и ней проходят тонкие линии психологического характера. Это и значит, что комедия является реалистичной.
Автор не использует сложные поэтические слова и часто вставляет просторечия и отражает культурный и сословный образ персонажей. По разговору Скалозубова сразу видно, что он говорит командирским и воинским тоном. А Хлестаков напоминает барскую натуру и разговаривает полуграмотно. Автор очищает этот жанр от его стандартного стиля и подходит ближе к разговорному повествованию. Писатель смешивает размеры ямб и экспериментирует с этим.
Как только роман «Евгений Онегин» вышел в свет, читатели сразу же стали задавать себе вопрос: «А кто же на самом деле является главным героем данного произведения?» Вроде бы ответ очевиден – Онегин
Материнская любовь – самая большая ценность, которая есть на земле. Любовь матери безусловна и не зависит от внешних обстоятельств, она любит своего ребенка таким, какой он есть. Мать понимает своего ребенка, хочет, чтобы его жизнь сложилась
Рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник» о суде над Денисом Григорьевичем – нищим крестьянином, который попался на воровстве гаек на железнодорожных путях. Здесь отчетливо показана классовая борьба
Технический прогресс неумолимо быстрыми и большим шагами движется к тому, что в будущем человечество не будет ограничено местом жительства единственной землёй, ведь сможет бороздить бескрайние просторы космос
Николай Васильевич Гоголь является автором комедии «Ревизор». Произведение, состоящее из пяти действий, было начато автором осенью 1835 года, в свет же вышло в 1836 году.
Николай Васильевич Гоголь в повести «Ночь перед Рождеством» использует поверья и фольклор, он описывает образ черта, который считается злым духом.