Анализ повести Олеся Куприна

История создания: эта пьеса имеет несколько редакций. Первая публикация была, в 1964 году под названием «Мир в доме Сарафанова», второй раз опубликовали в газете «Женихи», потом в 1968 году было опубликовано под заглавием «Предместье». И в этом же году писатель окончательно остановился на названии «Старший сын» и опубликовал отдельным изданием.

Жанр: комедия

сюжет

Весенним вечером два парня – Сильва и Бусыгин- под звуки гитары провожают домой двух девушек, с которыми недавно познакомились. Парни шли с надеждой что девушки их оставят ночевать у себя, но девушки отказались принять у себя дома.

В это время встретился Андрей Григорьевич Сарафанов с соседом держа в руке кларнет, Сарафанов упрашивает что б он никому не говорил, что он подрабатывает на похоронах.

Из разговора Васи и Макарской ясно, что парень младше ее на десять лет и он влюблен в нее. Но девушка взаимностью ему не отвечает. Она прогонят Васю, не желая с ним никакого общения.

Семен Севостьянов и Владимир Бусыгин которые опоздали на электричку думают где им переночевать. Познакомившись с Макарской они нагло требуют, что б она пустила их к себе. Девушка с гневом закрывает окно. Раздумывая все варианты в темноте видят силуэт Сарафанова, он просит Наталью что б она дала ему высказать свои мысли. Молодые парни увидели, что в доме откуда вышел взрослый человек, остался парень, который тоже собирается уходить.

Впустив в дом двух парней Вася узнал, почему они пришли и не мог подумать, что это ложь. Парни сказали Васи что они сводные братья, это стало причиной для застолья.

Когда Сарафанов вернулся домой он с непониманием принимает новость. Но он думал, что такое может быть. К компании присоединилась дочь хозяина – Нина. Она хочет, что б ей предоставили доказательства о том, что ее папа и Бусыгин являются родственниками. Все сомнения уходят, когда Бусыгин рассказывает о матери, и как мать познакомилась с отцом. Этот весь разговор они подслушали из кухни.

До утра Сарафанов  разговаривает с самозванцем. Когда наступило утро гости хотели незаметно выйти из дома, но Сарафанов заметил их, и решил продолжить традицию семьи, дав Бусыгину серебряную табуретку. Владимир впечатлен поступком мужчины и говорит о том, что хочет остаться еще на один день. Предлагая Нине свою помощь в уборке комнаты. По разговору понятно, что ее парень ревнует, а она нахваливает своего жениха. После ссоры они мирятся, и чуть ли не произошел поцелуй, они оба в растерянности.

Макарская уговорила Васю пойти в кино, и пока тот бегал за билетами девушка приняла у себя в гостях Сильву. Соглашаясь встретится с ним вечером. Когда Вася узнал все он покинул дом виня ее отца, что влез в ихние отношения.

Вечером в доме Сафарова появился летчик Кудисов за которого Нина собиралась замуж. Они сели за стол, и гость, глядя на Сарафанова не может понять где раннее видел отца Нины. Бусыгин и Нина рассказывает правду, Сарафанов с сожалением говорит, что играет на похоронах. Вова успокаивает. Вскоре Нина слушает как Бусыгин признается ей в любви.

Сарафанов, не зная правды хочет поехать с старшим сыном к маме. Но вбежавший в дом Вася рассказывает о поджоге Макарской и любовника. За ним сразу забежали и пострадавшие Макарская прогнала Сильву, а на Васю смотрит с другой стороны.

Перед тем как уйти Сильва рассказал правду что нет никаких родственных связей Бусыгина с этой семьей. Но Сарафанов продолжает считать Владимира своим сыном. И просит, что б он переехал в их дом. Бусыгин говорит, что электричка уехала.

Тема: важная мысль которая заложена в пьесу является то что духовная близость главнее чем кровное родство. Сходство душ намного важнее чем официальные родственники.

Главные герои: Нина, Сарафанов, Бусыгин, Васенька, Кудимов, Сильва, Макарская.

Композиция: все действия происходят в доме Сарафановых. Все эти действия имеют продолжительность три дня. За эти дни произошло многое, но все они были связаны с домом Сарафанова. Его дом вроде как держит Бусыгина с другом, останавливает и не отпускает. В конце произведения читателю действительно кажется, что Бусыгин его сын, потому что совпадений очень много.

2 вариант

Основой повести «Олеся» послужила реальная история отношений молодого помещика с загадочной колдуньей,  о которой Куприну рассказал Порошин, когда писатель гостил у него  в Полесье. Впервые произведение было опубликовано в 1898 году в одном из журналов города Киева.

Автор правдиво описывает жизнь деревенских жителей  Полесья, поэтому направление произведения  – реализм, жанр – повесть.

Сюжет произведения рассказывает о том, как молодой барин, находясь по службе в глухой деревушки  Волынской губернии, влюбляется в девушку, которую местные жители считают ведьмой. Она  отвечает герою взаимностью, но между влюбленными стоит множество преград, которые им так и не удастся преодолеть.

Главная героиня повести  - Олеся. Это девушка, которая живёт в гармонии с природой. Она, в свою очередь щедро наградила Олесю, как  внешней, так и внутренней красотой. Главные черты её характера – свобода и независимость. Жизненные интересы Олеси с её бабкой не вписывается в общие правила, поэтому они  живут в лесу, вдали от людей. Девушка свободна от догм и условностей. Она не ходит в церковь. Самое главное отличие бабки с внучкой от деревенских жителей – обладание  даром магии, гипноза.  С их помощью они лечат людей, гадают на судьбу, воздействуют на мысли человека. Хотя Олеся и неграмотна, но  вместе с тем умна и любознательна. Она обладает очень сильным характером.  Благодаря ему, Олеся поступает так, как считает нужным, не оглядываясь на общественное мнение. От всех персонажей повести героиня отличается благородством, способностью самопожертвования во имя другого. Она отказывается от возможности быть рядом с любимым человеком ради его благополучного положения в обществе.

Возлюбленный Олеси Иван Тимофеевич – человек,  воспитанный совершенно в другой среде. Он - дворянин, хорошо образован, живёт в городе. Иван знакомится с Олесей с целью добыть материал о самобытной культуре Полесья и с первой же встречи восхищён её необыкновенной личностью. Девушку привлекла в молодом барине доброта, простота в общении, интерес к её колдовской деятельности. Иван влюбляется в Олесю но, в отличие от неё,  не способен принять решение, не зависимое от общественного мнения. Его нерешительность, слабость духа побудили девушку к принятию самостоятельного решения.

Центральная тема повести – любовь, принесённая в жертву ради благополучия любимого человека.

Другая тема – косность общества, его предрассудки.

Автор в своём произведении раскрывает несколько проблем. Одна из них -  противостояние между обществом и человеком, непохожим на него;  а так же - невозможность исправить этот конфликт. В человеческой среде  приветствуется стадность мышления.  Неординарной, яркой личности в ней нет места. Другая проблема - противостояние природы миру людей.  С одной стороны - свободная дочь лесов Олеся, сохранившая в себе чистоту, с другой - примитивные полесские крестьяне и слабохарактерный Иван Тимофеевич, взращённые обществом.

Основная мысль произведения – прославление личности, свободной от догм. Ивану Тимофеевичу была предоставлена уникальная возможность – встреча с необычным человеком, который открыл ему путь в  прекрасный мир природы,  возможность - жить в гармонии с самим собой. В то же время, его нерешительность, слабость характера, малодушие, трусость перед общественным мнением - оказались сильнее шанса  стать счастливым.

Таким образом, автор даёт нам понять настоящие человеческие ценности.

Анализ 3

Повесть «Олеся» одно из самых первых и самых любимых произведений Александра Ивановича Куприна. Идея создания «Олеси» возникла у Куприна не случайно. Однажды, писатель был в гостях у одного помещика, который поведал ему историю о своих отношениях с некой загадочной колдуньей. Творцу, наверняка, была безразлична правдоподобность произошедших с помещиком событий, однако в нём зародилась мысль создать повесть о трагичной любви и о своём собственном идеале чистого и искреннего человека.

Произведение начинается с того, что главный герой, молодой барин по имени Иван Тимофеевич, приезжает по делам в небольшую деревню Переброд, на окраине Полесья. Куприн не хочет описывать все в детали его визита, отдавая предпочтению описания самого Полесья и его природы, жизни и быта. На улице зима: оттепели сменяются метелями. Жизнь в деревне как будто замерла, что кажется необычным Ивану, привыкшему к суете крупного города. Жители селения так же словно остались далеко в прошлом, продолжая верить в придания и суеверия, опасаясь как технологических нововведений, так и колдунов и волшебников.

Прогуливаясь по окрестностям Переброда, главный герой случайно заходит на болота. В этом уединенном месте он находит дом местной ведьмы-травницы Мануйлихи и её внучки Олеси. Между молодыми людьми почти сразу вспыхивают чувства, но будучи внучкой колдуньи, Олеся обладает даром предчувствия и сразу же видит, что, связав судьбу с молодым барином, она обречет себя на погибель.

Но, несмотря на всё это, любовь оказывается сильнее. Иван Тимофеевич уговаривает Олесю поехать с ним в город и выйти за него замуж, хотя сам сомневается, примет ли светское общество  его чистую и чрезмерно искреннюю возлюбленную. Олеся же более решительна. Ради своей любви она идёт на серьезный риск и теряет всё.  В итоге девушке и её бабушке приходится бежать из деревни, даже не попрощавшись с Иваном.

Несмотря на сюжетную простоту, повесть Куприна намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Помимо истории о трагической любви, в произведении поднимается множество других серьезных проблем. В первую очередь, это самопожертвование во имя любимого человека. Олеся бежала от Ивана не только потому, что ей самой угрожала опасность. Она бежала от него потому, что настолько сильно любила его, что, поняв ,что он никогда не будет счастлив вместе с ней, она пожертвовала собственным счастьем ради благополучия Ивана.
Еще в произведении Куприн решает показать читателю всю жестокость общества, резко не принимающего никого, кто хоть немного не соответствует его нормам и запросам. Ведь деревенские жители выгнали Олесю и Мануйлиху не за их «колдовство», которое не приносило никому никаких бед. Они прогнали их потому, что боялись их из-за того, что не могли понять и принять их «странности», которые, в сущности, были лишь искренностью, честностью и естественностью.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Олеся

Анализ произведения Олеся

Популярные сегодня темы