Дилемма о том стоит ли использовать ложь в ситуациях морального выбора, известна людям давно. Наверное, с самого того времени когда появилась ложь, люди стали задумываться об использовании этого инструмента в речи.
Есть разные мнения и Куприн предлагает в рассказе Святая ложь рассмотреть довольно интересный пример. Главный герой Иван Иванович всегда был человеком тихим и покладистым, чем пользовались остальные. В современной терминологии он представляет собой образ «ботаника» или «лузера», который не может конкурировать с другими в мире жестокого социального дарвинизма.
В школе его «подставляли» и он безропотно сносил свою судьбу, на работе, куда он отправляется в юном возрасте, его тоже в итоге подставляют. В итоге приходится уйти оттуда и влачить жалкое существование. При этом он периодически ездит к матери, которую обманывает, рассказывая о карьере, а мать Семенюты тоже включается в эту ложь и не перечит сыну, хотя и подозревает неладное.
Таким образом, они существуют в рамках этой непрерывной лжи, где каждый просто не хочет обидеть другого сделать больно. Семенюта принял свою судьбу и ему приходится врать. Тем не менее, в итоге он узнает кто виновен в его неурядицах на работе и он возвращается на службу.
На самом деле весь рассказ пронизан ложью и эпитет святая автор тут использует явно для насмешки и для того чтобы дать понять читателям как люди могут увлекать себя в череду этой лжи. Семенюта внешне является положительным персонажем, но дело не так просто. Он допускает ложь по отношению к себе, то есть позволяет лжи существовать в этом мире и в итоге ему приходится самому становиться агентом лжи, вовлекать в эту канву близких людей.
Обман, который совершает главный герой – признак его беспомощности и негативного смирения с обстоятельствами. Он не христианский праведник, которым полагается быть оклеветанными за веру и гонимыми и не Галлилей, который искал истину и был порицаем. Он простой человек, который не способен стоять на стороне правды, а если человек не в силах стоять стороне правды, то ложь затягивает его.
По этой причине Семенюта пожинает последствия своего бездействия и тоже рождает ложь, ни во спасение, а в угнетение собственной души. Он влачит несчастное существование именно из-за потакания лжи. Причем как мы видим в итоге, он не сделал особенно счастливым сторожа, который был виновен в его неурядицах, и действовать ему нужно было по-другому.
Основным персонажем произведения является Иван Иванович Семенюта, представленный писателем в образе неплохого человека, которого на его жизненном пути преследуют сплошные неудачи.
Герой описывается в рассказе в качестве робкого, нерешительного, стеснительного человека, проживающего совместно с престарелой матерью, который с раннего детства испытывает на себе издевательства окружающих, как детей, так и взрослых.
Семенюта всегда оказывается виновником шалостей других детей, не в состоянии постоять за собственное достоинство.
С трудом закончив шесть классов гимназии, Иван Иванович становится в числе исключенных из учебного заведения и любящая мать, потратив последние сбережения и приобретя сыну приличную одежду, отправляет его на поиски работы.
Промаявшись с трудоустройством около года, Семенюта находит место писчего в казенном учреждении, предоставившим ему помимо работы служебную жилплощадь.
Иван Иванович выполняет порученную ему работу, проявляя необычайное усердие и трудолюбие, отдавая службе все свои силы и время, однако не пользуется в коллективе почетом и уважением, не заводя близких знакомств, избегая участия в массовых служебных мероприятиях, например, в виде бильярдных игр. Изредка Семенюта передает для матери небольшие подарки, желая оказать ей посильную помощь.
В один момент Иван Иванович лишается спокойной, стабильной работы, поскольку становится обвиненным в краже денежных средств из директорского кабинета. В связи с отсутствием работы Семенюта вынужден скитаться по подвалам, существуя вместе с подобными несчастными людьми, перебивающимися случайными заработками. Несколько раз за год, Иван Иванович навещает старую матушку, приведя себя в подобающий вид, и ведет с женщиной восторженные беседы о продвижении собственной карьеры, которая в скором времени позволит приобрести им добротный дом.
Неожиданно Семенюта узнает о признании перед смертью сторожа казенной палаты в совершении им преступления, за которое был уволен Иван Иванович. Жизнь преподносит Семенюте приятный сюрприз в виде восстановления его потерянной репутации и предоставления прежнего места работы.
В финале произведения, которое заканчивается хорошим концом, писатель намекает читателю о материнском чутье, подсказывавшем женщине о сыновьей лжи, нежелающей признаваться в жизненных трудностях во имя спокойствия близкого человека.
Многие европейские художники писали картину на религиозную тематику. На Руси больше было принято писать иконы и религиозных картин не так много, так как они относятся все-таки больше к искусству, а не к религии
Николай Евграфович Алмазов, офицер, вернулся с лекций в Академии генерального штаба в плохом настроении. Поступление в академию далось с трудом: экзамены Николай сдал на третий раз.
В основе романа «Отцы и дети» лежит противостояние двух социально-политических направлений того времени – дворянским либерализмом и революционной демократией в период отмены крепостничества.
«Только благодаря смеху, мы можем увидеть все недостатки как личные, так и общественные» - считал Н.В. Гоголь. Поэтому, при написании комедии «Ревизор», он преследовал цель заставить всех зрителей смеяться над своими же пороками
Дилемма о том стоит ли использовать ложь в ситуациях морального выбора, известна людям давно. Наверное, с самого того времени когда появилась ложь, люди стали задумываться об использовании этого инструмента в речи.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова в настоящий момент является одной из великих женщин в истории русской живописи. Она была рождена в семье архитекторов и художников, что послужило первым шагом по её творческому пути