Острое произведение писателя на знакомую ему армейскую тематику не прошло незамеченным и вызвало реакцию современной ему критики.
Н. Арский достаточно благожелательно оценил повесть. По его мнению, Куприн написал «Поединок» в чеховской манере, учась у этого писателя. Арский выделял психологизм повести, выразившийся в большом количестве переживаний героев, описанных Куприным. Хвалил критик и саму манеру написания произведения, оценивая ее как мягкую и тонкую.
Лев Толстой, давая отзыв о повести, больше внимания обратил не на стиль автора, а тематику произведения. По мнению великого русского писателя, также служившего в армии, Куприн достоверно изложил военную жизнь, но используя старые средства повествования.
Прокомментировал творение Куприна и литературно-художественный, педагогический журнал "Образование" в 1905 году, когда оно было опубликовано. Издание рассматривало повесть сугубо в социальном ключе. Автор журнальной статьи считал, что описание армейской жизни, (занимающее существенное место в произведении) особой ценности не представляет. Издание видело в «Поединке» лишь критику неприглядных сторон действительности, обличение пороков общества, которые необходимо ликвидировать.
Литературно-политический журнал "Русская мысль", стоявший на либеральных позициях, тогда же отзывался сходным образом. Критику, высказавшемуся на его страницах, были не интересны герои и психологические коллизии повести. Публицист видел в произведении хорошую агитку, обличающую государственный строй, о котором он писал с неприкрытой ненавистью.
А. А. Измайлов несколькими годами позднее в целом хорошо отзывался о повести. Критик признавал талант Куприна, проявившийся в данном произведении. Измайлов хвалил писателя за социальный пафос, за сочувствие к главному герою произведения – молодому офицеру, которым должен проникнуться читатель. Однако он указывал и на недочеты. По его мнению, композиция «Поединка» (как, впрочем, и некоторых других вещей Куприна) плохо проработана. Повесть плохо построена, в частности, не достаточно проработан ее конец.
В. В. Воровский в статье, посвященной Куприну, отмечал непосредственное знание автором повести армейской действительности, позволившее ему нарисовать достоверную ее картину. С точки зрения критика, на примере армии писатель изобразил скопление недостатков, свойственных обществу в целом. В ограниченном пространстве, где представители разных социальных слоев вынуждены взаимодействовать друг с другом в рамках жесткой иерархической системы, многое видно лучше. По мнению Воровского, военная среда калечит лучших, заставляя их деградировать или, в лучшем случае, пытаться сделать карьеру через поступление в академию.
Воровский отмечает, что социальный аспект и обличение действительности не свойственны Куприну. Не присуще автору «Поединка» и просто эстетическое изображение армейской действительности. Однако критик не упрекает за это писателя, он просто констатирует факт.
А.И. Куприн - один из крупнейших писателей первой половины ХХ века. Литературная и человеческая судьба его сложилась непросто. Военная карьера, поиски профессии, долгий путь к литературному признанию, иммиграция и возвращение на родину – всё это отразилось во многих произведениях прозаика.
Повесть «Поединок», о которой пойдёт речь, была написана автором в 1905 году, когда Куприн уже был в отставке. Он хорошо знал тот образ жизни офицеров, который запечатлён в произведении. Мастерство литератора и необычайная живость характеров его героев стали причиной необычайного успеха у читателей и критиков.
Особенно значимым был, конечно, отзыв Л.Н.Толстого, который помещён в работе Д.П.Маковецкого «Яснополянские записки» в 1904-1910 годах. Гениальный романист писал о Куприне: «Новый писатель пользуется старыми приёмами. «Поединок» даёт живое представление о военной жизни». Причём понятие «старые приёмы» было тем более лестным для начинающего прозаика, что в этот период в Российской литературе создавались новые модернистские направления, которые предполагали, что классические произведения и их авторы отойдут на второй план.
Однако, А.И.Куприн остался верен лучшим традициям русской литературы, что и подчеркнул в своём отзыве Л.Н.Толстой. Таких лестных для писателя статей было много, в журналах «Образование», «Русская мысль», газете «Петербургские ведомости» отмечается необычайная реалистичность произведения, сила его воздействия не только на среду военных, но и на «общий дух и рабский склад всей жизни». Интересными представляются критические высказывания А.А.Измаилова, которые представлены в книге «Литературный Олимп. Лев Толстой, Чехов, Андреев, Куприн... Характеристики, встречи, портреты, автографы», вышедшей в 1911 году. Критик подчеркнул, что образ главного героя, поручика Ромашова, «молодого, славного, жадно шедшего навстречу всем впечатлениям бытия», был безвременно сломлен жестокими людьми и жизненными условиями. И это, по мнению литератора, заставляет читателей негодовать из-за попрания «прав человека наслаждаться бытием». Однако автор статьи считает, что конец «Поединка» непонятен, «скомкан» и что Куприн «часто небрежничает» даже в лучших своих вещах.
Таким образом, рассматривая критические материалы о повести «Поединок» можно сказать, что это произведение вызвало необыкновенный интерес не только у обычного читателя, но и виднейших литературоведов и писателей того времени. Оно позволяло увидеть то, что действительно происходило в жизни военных в России.
С помещиком Маниловым Чичиков познакомился на балу у губернатора. При первом знакомстве Павел Иванович был в восторге от Манилова, настолько он оказался учтивым и обходительным. Во время беседы Манилов пригласил Чичикова
Вошедшие в историю великие люди и истории связанные с ними воодушевили большое количество российских мастеров слова на написание великолепных литературных трудов. И случается так, что один существовавший
Булгаков пишет наиболее харизматичными образы нечистой силы в своем романе. Они как бы противопоставляются образам обывателей, которые склонны к мелким порокам и мелочности в целом.
Мне кажется, жизнь всегда ставит перед нами выбор, и именно этот регулярный выбор определяет человека, и он непрестанно решает каким быть, каким образом действовать. Быть может, незначительные детали кажутся чем-то малосущественным
В поэме с точки зрения ребенка, точней – из его воспоминаний, рассказывается история дедушки, сочувствовавшего простым людям. Поэма показывает, что и среди знатных, богатых людей достаточно тех
19 июля 1893 года в Грузии появился на свет русский поэт Владимир Владимирович Маяковский. В семье Владимира Константиновича и Александры Алексеевны Павленко