Сочинение Черты реализма в романе Герой нашего времени Лермонтова

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» является своего рода связующим звеном между двумя литературными направлениями: романтизмом и реализмом. Он является своеобразным переходом между данными направлениями, поэтому, конечно же, уже содержит в себе черты реализма. Отражается это уже в самой форме романа, так как он написан в форме путевых заметок. Она позволяет с точностью и достоверностью отражать детали быта. Мы видим, что автор достоверно и точно рисует нам саму эпоху, а также показывает типичных её представителей разных слоёв населения. Уже сам главный герой романа, Григорий Печорин, является типизаций, о чём сообщает читателю ещё в предисловии. Помимо этого, автор не только изображает типичных героев, но и помещает их в типичные обстоятельства, что, в свою очередь, также работает именно на реалистичность художественного изображения.

Задумка Лермонтова требовала истинного изображения действительно в произведении, а это, в свою очередь, повлияло на весь стиль романа. Произведение написано простым, понятным, лаконичным языком. Кроме того, Лермонтов отказался от метафоричных образов, которые свойственны романтизму.  К ому же, читатель с лёгкостью может заметить индивидуальность языка каждого из героев. К примеру, Максим Максимыч разговаривает простым, местами даже просторечным языком. Подобный приём работает именно на реализм, ведь речь героя может отражать уровень его образования, положение в обществе – то есть реальное положение вещей.

Если мы обратим внимание на главного героя произведения, Григория Печорина, то сможет вполне законно назвать его романтическим героем, искателем свободы, покоя, искателем подходящей жизни. Однако в отличие от прочих романтических героев, Печорин не лишён способностей хорошего анализатора. Он не идёт наперекор толпе из высоких побуждений, он лишь пытается развеять свою скуку, он много наблюдает за окружающими его людьми, потому ему и легко, а, следовательно, скучно играть со своими знакомыми, причиняя им страдания. Он успешно анализирует модели поведения людей, поэтому исход для него всегда очевиден и предсказуем, он твёрдо знает, как добиться желаемого.

Но не только других анализирует Печорин, с тем же успехом он предаётся самоанализу. Автор наделяет героя умением смотреть на свою жизнь со стороны и трезво, без приукрашения, оценивать её, оценивать себя самого, свои поступки, своё поведение. Лермонтов открывает в своём романе глубокий психологизм героя, который в дальнейшем получит своё развитие именно в реалистической литературе.

Роман «Герой нашего времени» ещё не отошёл от романтизма, но всё же имеет в себе немало черт реалистической литературы.

2 вариант

Реализм – это направление в литературе, которое было наиболее популярно в искусстве в целом в 19-ом веке, сменив собой романтизм. Для того, чтобы понять, что такое реализм в искусстве и особенно в литературе, необходимо установить, что любое произведение условно делиться на два элемента – субъективный, то есть то, что автор выдумал и вложил в историю, персонажей и их окружение (характерен для уже упомянутого романтизма), а так же объективный – то есть то, что творец увидел в реальном мире  и воспроизвёл в своём творении. Именно максимально возможное отражение реальности и использование объективного элемента присуще реализму как направлению в искусстве.

В произведении «Герой нашего времени» Лермонтов умело совместил черты как романтизма, так и реализма. Реализм проявляется в первую очередь в самом главном герое – Григории Печорине. Будучи «героем своего времени» (а слово «герой» здесь обозначает не человека,  сделавшего что-то отважное и общественно-поощряемое)  он впитал в себя все реальные черты, характерные для его поколения и социальной группы. Образ Печорина – реалистическое отображение нравов и взглядов, господствовавших среди молодых людей, принадлежавших к дворянству 19-ого века. Несмотря на романтизм самого героя (а именно – его собственного мировоззрения, которое он высказывает в течение событий, составляющих сюжет романа), отображение его таковым само по себе является чертой реализма.

Более того, важная реалистическая черта «Героя нашего времени» - отделенность автора от своего персонажа, а порой даже рассказчика истории от её главного героя. Например, самый первый рассказчик, Максим Максимыч, даже если бы очень хотел отобразить и раскрыть внутренний мир Печорина (что характерно для романтизма), рассказывает нам лишь реально производившие  факты, поскольку  он не мог пережить события так же, как Григорий. Да, он передаёт его поведение, его реакцию на определённые события, но он рассказывает именно о том, что существовало в реальности, что мог бы увидеть каждый человек, а не о внутреннем мире, чувствах, переживаниях Печорина в момент совершения определённых поступков. Именно это и является главной чертой реализма всего романа в целом – отстранённость самого Лермонтова от своего героя, вследствие чего мы видим лишь реальные факты, ту самую объективную сторону произведения, упомянутую в начале.

Также читают:

Картинка к сочинению Черты реализма в романе Герой нашего времени

Черты реализма в романе Герой нашего времени

Популярные сегодня темы