М.Ю.Лермонтов - выдающийся поэт 19 века. Его лирика включена в школьную программу и известна по всему миру, однако так было не всегда. За свою недолгую жизнь поэт прошёл через множество испытаний, что отразилось на его творчестве. Оно на удивление органично и целостно, не терпит коренных изменений с течением жизни М.Ю.Лермонтова. Его лирический герой – всегда одинокий, страждущий в поисках истины романтик, способный идти наперекор общественному мнению.
Вспомним героя романтической поэмы Лермонтова "Мцыри", главный герой которой - юноша, живущий в монастыре. Лермонтов воплощает в его образе много автобиографического, поэтому Мцыри так горячо влюблён в свою свободу, не согласен променять одну вольную жизнь на две монастырских. Это сильный и смелый юноша, способный на великие свершения, если бы не его горькая и трагичная участь.
За свою смелость, открытое осуждение общества Лермонтов нередко подвергается осуждениям и гонению. Так, лирический герой в его произведении "Узник", всеми покинутый и оказавшийся в темнице, страдает от своего одиночества:
«Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом»
С ролью одинокого, непризнанного и осуждаемого поэта Лермонтов быстро свыкается, что в целом присуще поэтам-романтикам. В своём творчестве он часто прибегает к теме "масок и маскарада", осуждая светское общество за его лживость и лицемерие. В произведениях поэт выражает готовность принять на себя осуждение, но закрывать глаза на обман и несправедливость он не способен.
Так, в стихотворении "Дума" Лермонтов сокрушается о судьбе своего поколения. Молодые люди ведут праздную жизнь, не имеющую особой цели и предназначения:
Его грядущее — иль пусто, иль темно...
Они не находят наслаждения в высоком искусстве, подвигах и сражениях, развлечения и балы становятся для них привычным времяпрепровождением, но и от него они не получают удовольствия, а занимаются им лишь по привычке. Лирический герой Лермонтова принадлежит этому поколению, но не согласен с ним. Он страдает, заранее предрекая этим людям печальный исход: потомки лишь посмеются над ними, ведь поводов для уважения к предкам у них не окажется.
Таким образом, лирический герой Лермонтова всегда видит и чувствует больше других людей, но его дар становится ловушкой, из которой невозможно выбраться. Он постоянно обличает людские пороки, указывает им истинный путь, но за это получает в ответ лишь осуждение и ненависть.
Можно с уверенностью говорить о том, что у каждого писателя присутствует свой неповторимый стиль. Это может проявляться в том, какие художественные приемы и стили он применяет, а также, сюда входит манера описания персонажей, их образы и внутренний мир. Говоря о произведениях, написанных в поэтических формах, стоит сказать, что для них можно подобрать соответствующий образ «лирического героя». Стоит отметить, что в каждой эпохе присутствовали свои лирические герои, и соответственно, их моральные и этические принципы отличались друг от друга. Интересным является то, что в классицистической литературе, данные герои показаны весьма интересно и индивидуализировано. Из русских поэтов, которые старались подчеркнуть образ лирических персонажей, можно выделить Михаила Лермонтова, который опирался на романтические тенденции своих реалий. Стоит сказать, что с течением времени, данный образ перетекал из одного образа в другой, и становился нечто особенным каждый раз.
Стоит сказать, что в его раннем творчестве были замечены черты лирических персонажей, которые вбирали в себе черты западных героев. В тот момент времени, данные образы героев получались весьма смелыми и неуступчивыми. Они старались действовать решительно, надежно и быстро. Они не хотели мириться с несправедливостью мира, жили одинокой и свободолюбивой жизнью, и старались делать все возможное, чтобы выстраивать свой собственный мир, в котором они чувствовали бы счастливыми людьми.
Можно добавить и то, что лирические герои в произведениях настроены весьма неприветливо к окружающему миру, обществу и реальности. Они не могли принимать реальность в той форме, какой она существовала. Герои хотели изменить ее в лучшую сторону, и для этого, соответственно, им потребовалось бы совершать революционные изменения. Так как их не могло понять подавляющее большинство людей, они выбирали одинокое и свободное существование, отчего порой очень сильно страдали. Уникальность героев заключалась в том, что они не могли подстраиваться под общество, из-за того, что их морально-этическая система ценностей находилась на совершенно ином уровне. Многие из них верили в то, что со временем все может измениться к лучшему, однако, они также понимали и то, что для этого должно измениться сознание людей. В произведении герои оказались непонятыми и непринятыми практически никем. Автор выделял их из окружения, и наделял замечательными чертами души.
Лирический герой Лермонтова - это один из наиболее ярких образов в русской поэзии. Он отражает самобытность и богатство душевного мира автора, а также его сильное желание самовыражения и свободы.
Этот герой присутствует в большинстве стихотворений Лермонтова, в которых автор выражает свои чувства, мысли, переживания и жизненную философию. Он может быть как трагическим, глубоко печальным и меланхоличным, так и светлым, жизнеутверждающим и полным энергии.
В стихотворении "Смерть поэта" Лермонтов представляет своего лирического героя как человека, который не может найти свое место в жизни и ощущает себя чужим в этом мире. Он жаждет свободы, не признает социальных рамок и ограничений, но при этом и не находит поддержки и понимания со стороны окружающих.
В других стихотворениях, например, "К М." и "Нет, я не Байрон, я другой", Лермонтов показывает своего героя как человека, который стоит в противоречии со своим временем, но при этом остается верным своим идеалам и убеждениям.
Также в стихотворении "Стихи без названия" автор изображает своего лирического героя как человека, который не может найти себе места в обществе и ощущает себя одиноким. В то же время его душевный мир полон богатства и красоты, он открыт для новых впечатлений, переживаний и эмоций.
Таким образом, лирический герой Лермонтова - это выразительный символ самобытной русской литературы, который отражает многогранность и сложность человеческой души, а также ее стремление к свободе и самовыражению.
9 класс
Произведение описывает детство одного очень шустрого и озорного мальчика по имени Том Сойер. Он живет в маленьком городке Америки. Мать мальчика умерла, поэтому его воспитанием занимается тетя
Замечательный рассказ, который называется «Фотография, на которой меня нет», написан русским и советским писателем Виктором Астафьевым. Данной творение является одним из тех произведений
Часть жизни в общества направлена на выполнение трудовых операций. Труд может быть связан с решением семейных проблем: уборка в квартире, работа на даче, выполнение школьных заданий.
Каждый человек должен получить не только обычное образование, которое даёт нам школа или университет, но и духовное обучение. Духовное образование основывается на принципах и нравственных убеждениях, которые записаны в Библии
В данном тексте представлено рассмотрение темы любви из повести Ивана Алексеевича Тургенева.
Аустерлицкое сражение имело большие надежды на победу над Наполеоном. Но оказалось всё наоборот. Наполеон показал себя талантливым полководцем, разбил две армии – русскую и австрийскую.