Черты характера |
Калашников |
Кирибеевич |
Любовь к Родине |
Патриот своей страны |
Человек, который не ценит свою страну (басурманский сын) |
Верность |
Помимо того, что купец верен своей супруге, он создает впечатление человека, на которого во всем можно положиться. |
Похож на человека, который «себе на уме», которому не стоит доверять. Такой человек предаст при первой же возможности, когда увидит выгоду. |
Порядочность |
Ценит честь и достоинство. Окажись Калашников на месте Кирибеевича, он не стал бы добиваться чужой жены, даже если бы любил. |
Не имеет, ради своей цели поступится любыми принципами |
Трудолюбие |
есть |
нет |
Заносчивость |
нет |
есть |
Храбрость в бою |
Имеется |
Имеется |
Приоритеты |
Ценит мирную жизнь с супругой, верен царю, желает лишь одного – спокойного существования и справедливости. |
Подобно супостатам чужеземным, желает заграбастать все себе, думает, что все, что ему нравится, должно ему принадлежать |
В начале поэмы Лермонтова читатель знакомится с молодым опричником Кирибеевичем. Это закономерно, ведь именно он является движущей силой конфликта, его поступки создают завязку и способствуют развитию сюжета.
На царском пиру Кирибеевич сознаётся, что неразделённая любовь заставляет его мечтать о смерти, не даёт ему веселиться. Его проникновенная исповедь вызывает сочувствие самого царя, но читателю автор сразу сообщает о неискренности молодца. Он не сказал, что приглянувшаяся ему женщина замужем. Образ влюблённого юноши мгновенно утрачивает романтичность. Персонаж не только посягает на святость супружеских уз, он обманом заручился поддержкой и сочувствием государя. Рассказ Алёны Дмитревны о посягательствах опричника окончательно делает этот образ неприглядным. Ясно, что Кирибеевич – не имеющий моральных устоев, пользующийся своей близостью к власти человек, привыкший потакать своим желаниям.
Совсем другим представляется купец Степан Калашников. Недаром молодая жена видит в нём надёжного защитника. Узнав о нанесённом ему оскорблении, честный торговец даже не помышляет о иных способах защитить своё достоинство, кроме открытого боя. Не зная за собой грехов, Калашников твёрдо надеется на помощь Бога.
Герои встречаются в праздничный день на льду Москвы-реки. И здесь ещё отчётливее видна разница между ними. Калашников смотрит прямо и твёрдо, не скрывает ни своего имени, ни своей цели. Опытный боец Кирибеевич, узнав, кто его противник, бледнеет, испытывает невольный трепет. В сущности, он терпит поражение ещё до боя, ведь правда не на его стороне. Гибель опричника предопределена, он и сам чувствует несправедливость иного исхода. После поединка Калашников продолжает отстаивать своё достоинство перед разгневанным царём. Он мог бы избежать казни, рассказав правду о причине боя или солгав, что убил противника ненамеренно. Однако и ложь, и правда, которая пачкает имя его жены, одинаково невозможны для него.
В образе Кирибеевича подкупает сила страсти, удальство, уверенность в своих силах. Вместе с тем он наделён чертами, которые отвергает народная мораль и которые никогда в русском фольклоре не остаются безнаказанными: самоуверенность, чувство вседозволенности, пренебрежение к людям, их чувствам.
Степан Парамонович – герой наиболее близкий к идеалу народа. В нём сочетаются простота, сдержанность, внутренняя энергия, мужество, достоинство. Бросая вызов царю и его любимому опричнику, герой делает нравственный выбор: «Постою за правду до последнева». Своеволие царя и его приближённых не преодолеть. Но даже если человек не надеется на справедливость власти, он всегда волен в выборе между правдой и ложью, добром и злом, честью и бесчестием.
Мимо могилы Калашникова никто не проходит, не отдав дань уважения. Где захоронен Кирибеевич, люди забыли.
Поэма Твардовского «За далью – даль» входит в число лучших работ поэта. Автор написал ее в интересном стиле, как будто данную историю рассказывает читателю пассажир, который путешествует по стране.
Один из главных моментов произведения – встреча Чичикова и Ноздрева в трактире. Этот момент имеет огромную роль в анализе читателем характеров главных героев и их замыслов.
Что помешало? Наверное, не «что», а «кто»! Точней, он сам и помешал… Ведь это он сам себе запрещал всё! Не зря с самого начала рассказа говорится о том, что русские задают в любви очень много вопросов.
Бунин – умелый на описание любовных отношений художник, каких только вариаций отношений между мужчиной и женщиной не увидишь в его произведениях. Иногда рисуются сюжеты полностью фантастические
Наверное, каждый человек может согласиться с тем, что месть не является довольно приятным и добрым чувством. Как правило, она не берется ни с чего, ее очень долго продумывают и вынашивают, но тот, кто ее исполняет должен обладать
Тема жизни и смерти является важной и волнующей для каждого человека, в какое бы время он ни жил. Поэтому писатели и поэты часто обращались и обращаются к этой теме. Короткий рассказ Владимира Набокова «Рождество»