Впервые, произведение было опубликовано под названием «Леди Макбет нашего уезда» в журнале «Эпоха». Редакция очерка заняла около года, с 1864 по 1865 года, и наконец, в 1867 году сочинение обрело свой окончательный вид и название.
Изначально предполагалось, что данная повесть станет открывающей в цикле произведений о русских женщинах, их характерах, но замысел так и не был воплощен в жизнь.
С точки зрения автора, жанр определяется как очерк. Так Лесков, возможно, указывает на реалистичность и подлинность повествования. Ведь очерк, как правило, является документальным, опирающимся на реальные факты жизни, жанром.
Литературное направление жанра – повесть.
В произведении описываются события, происходящие в одной из знатных семей.
Скучающая в браке с нелюбимым, Катерина Измайлова, пока её супруг в отъезд, заводит роман с приказчиком Сергеем. Чувства настолько сильно овладевают женщиной, что она становится безумна. Свёкр, ставший свидетелем происходящего, пытается пресечь разврат невестки, за что отдает жизнь.
Вернувшегося и вставшего на пути любви супруга тоже настигает смерть. Следующим, в эту череду смертей от рук влюбленных попадает племянник Катерины, прибывший погостить и бывший возможным претендентом на наследство. Сцену удушения Феди застают прохожие. Влюбленных приговаривают к каторге. Во время суда Катерина рожает ребенка, но оставляет малыша в больнице, не чувствуя к нему любви.
На каторге чувства Сергея к Катерине остывают и он заводит роман с Сонеткой. Во время переправы на пароме, женщина в порыве ревности нападает на соперницу и обе они погибают в воде.
В произведении поднимаются три главные темы: любовь, семья и месть, направляющие к основному выводу – на чужом несчастье своего счастья построить невозможно.
Катерина Измайлова – является весьма сложным персонажем. Ей жизнь с супругом была кошмарной: несправедливые упреки в бесплодии, пренебрежительное отношение сверка и мужа, вокруг лишь скука, пустота и малодушие. Женщина несчастлива в браке с нелюбимым мужчиной. Спасение от бессмысленного существования она видела только в любви. Она является очень сильной, умной и страстной натурой. Но к сожалению все эти качества раскрываются лишь при совершении преступления. Однако стоит отметить и ведомость данного персонажа, её жестокость, ведь она смогла поднять руку даже на беззащитного ребенка.
Приказчик Сергей – хитрый и алчный мужчина, бабник. Прекрасно умеет манипулировать женщинами, зная их слабости и свои достоинства. Без особого труда влюбил в себя Катерину и манипулировал ей словно марионеткой. Старается завладеть правами на имение. Эгоистичен и не способен любить никого кроме себя.
Муж Катерины и свёкр – «два сапога пара», типичные представители купеческой знати, с характерными черствыми и грубыми чертами, в чьих интересах только обогащение. Они оба равнодушны к семье, муж Катерины не любит её, а относится лишь как к вещи, которая ему принадлежит.
Сонетка – женщина, вставшая между Сергеем и Катериной, кокетка, которая не прочь повеселиться даже находясь на каторге.
Композиция произведения довольно строга и понятно, события развиваются постепенно.
Жанровая направленность произведения представляет собой прозаический очерк, отличающийся реалистичностью, подлинностью повествовательного сюжета, опирающегося на факты из реальной действительности. Однако с точки зрения литературоведов по признаку непростого, наполненного событиями сюжета, произведение является повестью.
Композиционная структура повести представляет собой пятнадцать глав, условно разделенных на две части, первая из которых описывает события, происходящие в доме Измайловых, а вторая часть повествует о времени, происходящем в пути на каторгу главной героини.
Сюжетная линия повести разворачивается в момент рождения и развития любовных отношений главной героини, представленной в образе Катерины Львовны Измайловой, и приказчика ее супруга Сергея, которые приводят впоследствии к трагедии.
Главная героиня Катерина Львовна изображается в повести в качестве молодой купеческой жены, не любящей собственного мужа, который гораздо старше ее по возрасту, не имеющей детей, живущей в купеческом поместье в полнейшей скуке и моральных страданиях.
В период отсутствия мужа у Катерины Львовны случается страстный роман с приказчиком Сергеем, хитрым, алчным мужчиной, умеющим в своих целях использовать женские слабости, манипулирующий представительницами женского пола ради денежного благосостояния.
Ради сохранения любви и своего социального статуса Катерина, спровоцированная приказчиком, совершает несколько убийств, избавившись от отца супруга Бориса Тимофеевича, пытающегося предотвратить ее супружескую измену, затем от мужа Зиновия Борисовича, а в окончании от племянника Федора, мальчика, являющегося претендентом на наследство. Тем самым Катерина Львовна представляется читателю в качестве человека, у которого отсутствуют моральные барьеры, отличающегося жестокостью, беспринципностью, способностью на убийство ребенка. Поступки любовников не остаются безнаказанными, и они отправляются на каторгу, однако на пути Сергей находит новую любовницу в лице Сонетки, ревность к которой со стороны Катерины приводит к их обоюдной гибели.
Отличительной особенностью повести является раскрытие автором нескольких тематик в виде темы любви, являющейся основной, а также семейной темы и чувства мести.
Проблематика произведения представляется в качестве изображения скуки, одиночества, корысти, безнравственности человеческой натуры.
Смысловая нагрузка повести заключается в изображении прогнившего закостенелого патриархального быта, отличающегося отсутствием любви, взаимопонимания, семейной духовности.
Главная героиня повести - Катерина Львовна Измайлова, молодая купеческая жена, вынужденно вышедшая замуж несколько лет назад. Она проживает в большом доме со своим мужем Зиновием Борисовичем и его отцом-своим свекром. Увлеченный лишь делами и заработком денег, муж часто и подолгу не бывает дома, так что молодая жена предоставлена сама себе. У супругов нет детей, за что пусть и не в глаза, винят Катерину, называя «холостой скрыней». Жизнь ее однообразна и скучна, каждый день она слоняется из комнаты в комнату, зевая, смотрит в окно на рабочих, пьет чай в саду и предается дневному сну. Отчасти, такому образу жизни она обязана самой себе, потому что абсолютно не интересуется книгами и никак не развивается духовно.
Так проходит день за днем, пока однажды весной, молодая купчиха не решает выйти в сад развеяться и встречает там молодого приказчика Сергея.
Сергей знает, как привлечь и соблазнить женщину, и с Катериной Львовной это не доставляет труда, потому как в этот же день у них начинается роман.
Катерина, не привыкшая к вниманию со стороны мужчин и комплиментам, которыми осыпал ее приказчик, быстро влюбляется в него, да так, что эта страсть полностью захватывает ее разум и пробуждает в ней решительность полностью отказаться от прежних устоев и изменить свою жизнь.
Таким образом, Катерина Львовна избавляется от скуки, душившей ее все эти годы, а расчетливый Сергей получил шанс на безбедную жизнь. Опьянев от страсти и вседозволенности, любовники теряют бдительность. Борис Тимофеевич, свекр Катерины Львовны, застает возвращающегося из ее спальни Сергея и обо всем догадывается. Катерина Львовна решается на страшный поступок, и в эту же ночь травит своего свекра крысиным ядом.
Войдя в азарт и чувствуя безнаказанность, убийцы отправляют на тот свет и прибывшего обратно Зиновия Борисовича. В этот раз Сергей сам проявил инициативу, подговорил Катерину Львовну, манипулируя ей, играя ее чувствами. Их не волнуют ни другие люди, ни их разговоры и сплетни, которые поползли по округе, обоих поглотили чувства, Катерину-невиданная прежде страсть, Сергея-корысть и эгоизм.
Не остановил убийц и невинный ребенок, племянник Зиновия Борисовича Федя, который по словам Сергея мог стать причиной их с Катериной Львовной несчастий. Убийство ребенка стало пиком морального падения героев. Хладнокровная и будто уже привыкшая убивать Катерина Львовна не останавливается даже сама будучи в положении.
После убийства Феди они оказываются на каторге, где Сергей резко охладел к Катерине, и даже ненавидит ее, обвиняя в том, что она испортила ему жизнь. Она же продолжает любить, ловить каждое его слово, пусть даже и не ласковое, каждый взгляд, каждую минуту, проведенную наедине. Но теперь, когда они стали равны и Катерина Львовна больше не представляет собой материальный интерес, Сергей не видит никакого смысла продолжать отношения, и увлекается другой молоденькой арестанткой. Катерина становится несчастна, ее душа переполнена злобой и обидой, и снова она становится решительной и разрушительной как стихия. В финальной сцене на пароме все закончилось еще одной трагедией. Осознав, что все кончено, и возлюбленный теперь принадлежит другой, Катерина не в силах принять и вынести это, бросается на свою соперницу, и вместе с ней прыгает за борт, где обе утонули.
Подвал главного героя в произведении написанным Булгаковым, одна из очень значимых деталей. Ведь именно там протекала жизнь возлюбленных Мастера и Маргариты.
Александр Исаевич Солженицын в своём рассказе Матрёнин двор затрагивает проблемы наличия нравственности и духовности, как у каждого человека, так и у всего народа в целом. Автор
Творческая деятельность Аркадия Пластова выражена в ярком воссоздании картин, отображающих красоты русских деревень и сел. Его работы отражают величие природы и труд крестьян.
Учительница местной школы всегда недовольна поведением одного из своих учеников. Ее раздражало то, что мальчик беспрестанно зевает на уроках. Считая это неуважением, она не раз делала ему замечания.
«Гроза» - пьеса Островского А.Н. в пяти действиях. Произведение создано в 1859 году, в канун отмены крепостного права
Одним из ключевых персонажей произведения является Павел Константинович Алехин, представленный писателем в образе помещика, имеющего дворянского происхождение.