Анализ рассказа Кавказский пленник Толстого 5 класс

История написания

Наше государство за свою историю прошло немалое количество войн с различным исходом. Одно из таких боевых действий нашло отражение в произведениях многих писателей и поэтов. Это события Кавказской войны, охватившей период 1817-1864 гг. Не обошел стороной эту тематику и Л.Н. Толстой в своем известном произведении «Кавказский пленник».

Первая публикация рассказа состоялась на страницах второго номера периодического издания «Заря» в 1872 году. В основе сюжета в определенной мере лежат реальный события, которые произошли с автором в то время, когда он нес службу на Кавказе в 1853-м г. Однажды автору и его другу-сослуживцу, чеченцу Садо, грозила опасность. Они были настигнуты противниками, которые хотели их захватить живыми в плен. Несмотря на то, что у Л.Н. Толстого был хороший конь, он не стал в одиночку отрываться от погони, остался помогать своему другу, у которого хоть и было оружие, но совсем без припасов. Однако, друзьям посчастливилось приблизиться к крепости казаков, которые поспешили к ним на помощь.

Кроме того, за основу произведения автор взял так же материал из «Воспоминаний кавказского офицера», написанных полковником Ф.Ф. Торнау.

Сюжетная линия

Произведение повествует об офицере Иване Жилине, который принимал участие в боевых действиях на Кавказе. Однажды главный герой получает письмо от мамы, в котором она ведает ему о своем плохом здоровье и просит его приехать домой. Офицер берет отпуск и отправляется к матери.

Жилин и его сослуживец Костылин решаются идти в пешую, опережая медленно движущийся обоз. Увы, их настигают горцы и берут в плен. Пленные будут отданы как долг новому хозяину по имени Абдул-Мурат. Освобождение из плена возможно только лишь в случае выкупа их родными. Иван, который понимал, что больной матери не откуда взять такие средства, отсылает письмо с неверно указанным адресом. 

Товарищи пребывают в плену уже на протяжении месяца. Жилин, который осознает, что ему помощи неоткуда ждать, заручается симпатией некоторых жителей аула, в том числе хозяина и его дочери Дины, ремонтируя вещи и создавая игрушки из глины для ребятишек. А в ночное время занимается рытьем подкопа.

Однажды пленники решаются на побег. Они сильно ранят ноги тесной обувью, и Жилину приходится тащить Костылина на себе. Им не удается далеко сбежать, их настигают татары и возвращают в селение, поместив в глубокой яме. Им было поставлено условие, что по истечению двух недель, в случае отсутствия выкупа, они будут убиты.  

В яме самочувствие сослуживца Жилина ухудшается, и Иван решается совершить новый побег в одиночку. Для этого он просит о помощи Дину. После длинной дороги, прямо перед крепостью, главный герой снова нарывается на противников. Однако, ему удается докричаться о помощи до казаков, которые вовремя поспешили на подмогу. За Костылина все-таки был предоставлен выкуп по истечении месяца, он возвратился в крепость, но был очень ослаблен.

Описание главных персонажей

В своем рассказе автор изображает двух абсолютно противоположных героев, за счет чего и достигается большая контрастность произведения. Именно посредством данной антитезы Л. Толстой раскрывает явные проблемы и вопросы, которым посвящен рассказ.

Костылин – представитель качеств, присущих большей части людей верхушки. Ему присуща лень, слабость, трусливость, беспомощность в случае отсутствия денег.

Иван Жилин – русский небогатый дворянин, которому характерна изобретательность, отвага и сила. Он способен найти решение любой сложной ситуации.

Основная идея

В своем произведении автор стремится показать, что только личность, обладающая такими человеческими качествами как доброта, стойкость и храбрость способна противостоять любому жизненному испытанию.

Главные вопросы, затронутые в рассказе

Произведение посвящено раскрытию таких тем как:

- Противопоставление искренней, настоящей дружбы, дружбе «по удобному случаю».

- Вопрос отважного подвига как естественного состояния главного героя.

- Милосердие и сочувствие. Для этого автор вводит в рассказ образ Дины, руководствовавшейся чувством уважения и дружеской симпатии к главному герою.

Проблемы

События Кавказской войны охватили немалый промежуток времени и забрали большое количество жизней. Автор обращает внимание читателя на бессмысленность и жестокость военных действий, который выгодны лишь отдельным представителям социальной прослойки. Для обычного человека, такого ка Жилин, эта война вовсе не нужна, он прекрасно ладит с представителями лагеря противников.

Помимо этого, поднимается в рассказе и вопрос предательства в образе сослуживца Жилина – Костылина.

Мораль произведения

Рассказ Л.Н. Толстого, написанный простым и понятным языком, не теряет совей актуальности и сегодня. Он учит стойкости перед любыми жизненными обстоятельствами, показывает бессмысленность войн и национальной розни.

2 вариант

Произведение Толстого рассказывает о событиях, произошедших во время Кавказской войны, длившейся с 1817 по 1864 год, в которой сам автор принимал участие. Оно основано на реальных воспоминаниях барона Ф. Ф. Торнау о пребывании в плену у горцев.

По жанру - это рассказ, так как произведение имеет небольшой объём и ограниченное количество персонажей. По направлению – реализм.

В сюжете рассказа история русского офицера Ивана Жилина, участника боевых действий на Кавказе. По дороге домой в отпуск он с другим офицером Костылиным попадает в плен к горцам. Хозяева требуют от пленников выкуп. У Жилина нет таких денег, поэтому он пытается сбежать из плена. Со второй попытки ему это удаётся. У Костылина родственники в состоянии заплатить за него, он дождётся от них выкупа.

На примере двух основных героев автор показывает, как по–разному проявляют себя люди на войне.

Иван Жилин – смелый и сильный духом человек. В плену он надеется только на себя, так как у его матери нет денег, чтобы заплатить за него выкуп. Жилин не падает духом, а ищет выход из сложившейся ситуации: придумывает план побега и роет подкоп. Он не сидит без дела: мастерит игрушки для детей горцев; ремонтирует часы и ружья для местных жителей, изучает татарский язык. Таким поведением Жилин завоёвывает симпатии даже у недругов. Иван - мужественный человек, стойко переносит все лишения. В побеге, стерев ноги до крови, он не бросает своего товарища по несчастью, а несёт его на себе. К тому же, Жилин – великодушен, не помнит зла на Костылина за его предательство. Он наблюдательный, находчивый, настойчивый и терпеливый – все эти качества помогли ему выжить в неволе.

Костылин - полная противоположность Жилину, совершенно ненадёжный товарищ, способный на предательство. Он - ленивый, слабый, трусливый, безвольный человек. Плен его окончательно сломал, поверг в уныние и апатию. Костылин не предпринимает никаких попыток к своему освобождению, а смиренно ждёт выкупа от родственников.

Главная тема произведения - война и поведение человека в экстремальных условиях. Автор на примере героев показывает, что в любых ситуациях надо оставаться человеком.

Проблема в том, что война - это всегда зло, жестокость и убийства; изломанные судьбы людей.

Смысл произведения - никогда не стоит сдаваться и опускать руки. Надо верить, надеяться и действовать. Успех приходит только к тому, кто к нему стремится.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Кавказский пленник

Анализ рассказа Кавказский пленник

Популярные сегодня темы