Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого определенно не оставит равнодушным ни одного читателя. Непримечательное на первый взгляд произведение описывает роскошь и блеск светской жизни, сменяющиеся возвращением к жестокой и удручающей реальности. Грандиозное празднование в честь окончания Масленицы: гости веселы и счастливы, среди ликующей толпы читатель видит и учтивого, вежливого полковника. Он предстает галантным мужчиной, любящим мужем и отцом. Однако здесь важны вовсе не события, произошедшие на балу, а, как гласит название – после него.
Как раз таки после бала раскрывается умело скрывающаяся за маской сущность человеческой души, не способной к состраданию и милосердию. Почтительный и сдержанный полковник превращается в жестокого зверя, которому, как оказалось, вовсе не присуще ничто человеческое. Беспрекословно исполняя чужие приказы и избивая беглого татарина, тем более, в день Великого поста, когда люди стремятся к совершению добрых поступков и очищению своей души, он снимает с себя маску всяческой порядочности и оборачивается истинным злодеем. Наблюдать эту душераздирающую картину невозможно без содрогания, но ее непосредственный участник все так же холоден и беспощаден. Но мог ли он поступить иначе? Принципиально отказаться выполнять указ? Определенно мог, однако решил не поддаваться собственной совести.
Можно сказать, что этот рассказ направлен против деспотизма, царящего в армии, а также лицемерия, которое продолжает нещадно процветать и до сих пор. Ведь на самом деле, становится очень неприятно оттого, что человек, знакомый исключительно с хорошей стороны, оказывается настоящим негодяем. И самое печальное, что такие люди-лицемеры практически никогда не способны признать за собой этот недостаток. Подобные ситуации приносят исключительно боль и разочарование не только в конкретной персоне, но и во всем человечестве в целом.
Так, подводя итог, можно сделать вывод, что данное произведение поднимает вечные нравственные проблемы, которые, пожалуй, будут всегда актуальны. Действительно, каждому стоит задуматься о том, что же такое долг и когда приходится выбирать между ним и человечностью.
Так как сам главный герой доволен своей жизнью, то можно сделать вывод о том, что рассказ направлен против того, против чего ополчился сам Иван Васильевич. (У меня свое мнение… У Ивана ни жены, ни детей ведь, но его уважают в политическом кружке. А по мне, так семья важней. Но у людей разные мнения!) Так вот, не говорится, что это Иван сам придумал организацию для борьбы за равенство и за всё хорошее, но он принимал активное участие в её деятельности. А выбрал он такой путь как раз после сцены на улице – по контрасту, что там все было так красиво, отец Вари был таким милым, любезным и замечательным, а после праздника оказался злым и жестоким. И даже нельзя списать это на его работу, хоть это и военная структура, где все строго. Но некоторые солдаты жалели пленного – били не так сильно, а он ругал их и заставлял ещё сильней бить. То есть проявлял какое-то ненужное усердие. Как же сострадание? Можно наказывать за проступки, но делать это так усердно, с удовольствием, по-моему, не очень хорошо. Нормально это делать с некоторой неохотой, но со смирением, а не с удовольствием. Тут ведь и сам отец Вари устыдился, как говорится. Отвернулся от Ивана! Сейчас, мне кажется, так сделает, скорее, продавец, когда увидит своих однокурсников. Или, например, выпускник МГИМО, которому пришлось работать в кафе быстрого обслуживания. Но и то не очень правильно стыдиться.
Так вот, Иван Васильевич был против этого лицемерия и угнетения простого народа. Он понял, что люди надевают разные маски, а все эти балы возможны только из-за страдания народа. Он захотел посвятить свою жизнь исправлению ситуации. А мог бы просто забыть, жениться на Варе, жить красиво, не думая о том, кто там страдает. Мило обедать и беседовать с тестем, забыв о том, что тот может через час пойти мучить беззащитных людей. Это тоже мне напоминает современные ситуации. К примеру, можно носить шубу и не думать, сколько убили животных ради неё. Или выкинуть мусор и не думать, что он загрязняет Землю, не идёт на переработку.
В общем, рассказ против бездумности и жестокости, против социального неравенства, против того, чтобы забыться в красивой жизни, в приятном чувстве любви, против эгоизма, а за самоотверженность. Оно тоже бывает не на войне, а в жизни. Иван Васильевич принёс в жертву часть своей жизни (личную), но и просто ему не хотелось такой лицемерной части её. Вот так я понял этот рассказ для самого себя.
Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» (1903 г.) направлен, в первую очередь, против интересов господствующего класса дворян. Этот избранный класс сосредоточил в своих руках богатство, власть, что даёт его представителям возможность вести паразитический образ жизни, купаться в роскоши за счёт труда неимущего и порабощённого крестьянства и других бедных слоёв населения.
В условиях вопиющего неравенства людей такое государство становится машиной подавления любого стремления униженного и бесправного человека выйти за рамки дозволенного, чтобы облегчить своё положение.
Мысль об изначальной социальной несправедливости такого устройства общества подчёркнута композиционным приёмом, использованным в построении произведения – антитезой. Две его части противопоставлены друг другу. Картина бала в первой части резко контрастирует со сценой на плацу, изображающей наказание солдата-татарина за побег из армии.
Палитра красочных эпитетов в описании бала – это ослепительная бриллиантовая фероньерка во лбу хозяйки веселья, дамы в белых лайковых перчатках до локтей, в белых же платьях, обмахивающиеся веерами. Бал – это великолепный оркестр, скольжение атласных туфелек по паркету и море шампанского.
Утренний плац и то, что на нём происходит, изображено в тёмных, чёрных красках, а фоном является визгливая мелодия, задающая ритм действиям солдат. Кульминация – это описание наказуемого и его спины, превращённой в кровавое месиво. Страшные удары палок сыплются с обеих сторон. У этого бесчеловечного акта есть официальное название – прогнать сквозь строй.
То, что главный герой Иван Васильевич увидел на площади, перевернуло его личную жизнь, но в масштабах государства такие действия совершаются во всех военных гарнизонах всех городов и низведены до положения армейских будней. Засечь человека насмерть на законных основаниях оказывается возможным в государстве, глава-император которого получил прозвище Николай Палкин.
Рассказ направлен и против тех, кто служит такому императору и такому государству, приносит присягу, состоит на службе и получает жалование. В произведении крупным планом изображён полковник, отец юной Вареньки. Это тип нерассуждающего служаки, тупо исполняющего свой долг так, как это предписывает устав и служебная инструкция. Такие люди ненавистны писателю, в них заключено самое большое социальное зло.
Выходом из этого зла является, по мнению Толстого, позиция личного неучастия в нём. Герой рассказа не стал служить нигде, встал на путь делания добрых дел и, как свидетельствуют высказывания других героев произведения, очень многим помог в жизни. В этом есть отголоски толстовской теории о непротивлении злу насилием.
Писатель призывал не к революционному свержению самодержавия, а к пробуждению общественного сознания, совершению каждым мыслящим человеком добрых бескорыстных поступков, которые в массе своей смогут противостоять государственной машине.
Небольшой по объему рассказ А. П. Платонова «Еще мама» - это описание событий, связанных с новым, сложным, но интересным этапом в жизни мальчика по имени Артем. По достижении 7 лет он поступает в школу
Проза, драматургия, критика и поэзия: основа, лежащая в литературе второй половины XIX века. Наверное, благодаря такому разнообразию век известен как «Золотой век русской литературы»
Главными положительными героями русской народной сказки Гуси лебеди являются дети. Старшей сестренке родители наказали присмотреть за младшим братом, пока они будут работать.
Рэй Брэдбери написал «Какикулы» в возрасте 29 лет, когда его уже признали как литератора. Как и во всех произведениях Рэя Брэдбери в этом есть фантастика и философские размышления.
Наука и технологии непрерывно развиваются, они позволяют человеку жить комфортнее, получать высокотехнологичную медицинскую помощь, на вредных предприятиях всё больше использовать автоматизированный труд
Психологический Роман М.Ю.Лермонтова повествует о судьбе офицера русской армии Григории Александровиче Печорине. Молодой человек предстает перед нами через слова Максим Максимыча