Анализ поэмы Облако в штанах Маяковского

Произведение создается в период творчества поэта, в котором он испытывает неразделенное чувство любви.

По жанровой принадлежности произведение относится к поэме-триптиху, являющейся новаторской по форме и бунтарской по содержанию.

Структурная композиция поэмы представляет собой четырехчастное построение, при этом каждая из частей отличается собственной тематикой и идейным соответствием.  Первая часть повествует об ожидании лирического героя встречи со своей любовью, при этом ожидание представляется скорей мукой, нежели приятным событием, поскольку у героя есть осознания безответной любви. Во второй части автор рассуждает на тему поэзии, которая с его точки зрения должна быть отражением классовой борьбы. Затем герой проявляет отрицание существования чувства любви, а в дальнейшем звучат обвинения в адрес бога об отсутствии со стороны последнего заботы о людях и обеспечения им счастливой любви.

Стихотворным размером произведения автор использует свободный стиль с новаторской ритмикой, что демонстрирует применение автором модернистского подхода к созданию поэмы, характеризующейся маршевым ритмом и биением пульса.

Основной темой поэмы является любовь в сочетании с размышлениями на тему взаимоотношений поэта и толпы, появления новых видов искусства, отрицания существования божественного начала и общественного устройства. Помимо любовной тематики в поэме затрагивают проблемы искусства, маргинальности и религиозности в сравнении с революцией, вызывающей у поэта сильное разочарование.

Главным героем произведения является лирический герой, представляемый автором в качестве пылкого, красивого, двадцати двухлетнего юноши, непримиримо любящего и одновременно ненавидящего. В качестве его возлюбленной поэт изображает Марию, молодую, глупую, трусливую, непоследовательную девушку. Героиня является прямым противопоставлением лирического героя, проявляя своим поведением эффект бабочки и демонстрируя нелепость окружающего героя общества.

В качестве средств художественной выразительности в поэме автор применяет различные приемы в виде эпитетов, метафор, гиперболы, сравнения, оксюморона, которые способствуют приданию поэтическому повествованию максимальной резкости.

Художественным своеобразием поэмы является ее хрестоматийная роль в виде изложения синтеза чувств, представленного автором как продукт духовной деятельности под влиянием сильнейшего чувства.

Поэма включает в повествовательное содержание два образа в качестве неба, воздушного, беззлобного, легкого,  и земли, грешной, мещанской, ограниченной.

Отличительной особенностью произведения является ее эпатажность и пафос, которые представляются самыми сильными качества поэта.

Смысловое значение поэмы заключается в попытке разбудить самолюбие русского человека к проявлению бунтарства холодного рассудка посредство последнего авторского крика, звучащего сквозь поколения.

2 вариант

Поэма "Облако в штанах" написала Владимиром Маяковским в 1914 году, а впервые издана в 1915-м. До революции произведение издавалось дважды, в 1915-м и 1916-м годах, и оба раза - в сильно сокращенном цензурой виде. В авторской редакции поэма вышла в свет только в 1918 году.

Кстати, именно цензуре мы обязаны названием поэмы. Цензурный комитет запретил поэту публикацию его творения с первым названием - "Тринадцатый апостол", и во время разговора о произведении с цензорами Маяковский, как он впоследствии вспоминал, и произнес фразу "облако в штанах", которую затем и использовал в качестве нового названия поэмы.

Автором поэма "Облако в штанах" классифицирована как поэма-тетраптих, то есть - состоящая из четырех частей.

Поэму "Облако в шатанах" нередко называют поэмой о любви, но на самом деле это произведение - многотемное и многослойное. Безусловно, тема любви в поэме - одна из ведущих, так как Маяковский во время написания поэмы переживал роман с художницей и скульптором Марией Денисовой, которой поэт даже сделал предложение, но получил отказ.

Мария Денисова стала лирической героиней той части поэмы, которая посвящена любви. А основной лирический герой произведения - сам "красивый двадцатидвухлетний" автор, который гениально, восходя к актуальным для всех обобщениям, описывает свои переживания, терзания, сомнения и мечтания.

Но в произведении автор также поднимает и другие не менее острые темы: крайне непростые взаимоотношения творца и общества, в котором он живет; духовные и мировоззренческие искания.

Тема любви превалирует в первой и в четвертой частях поэмы, но в четвертой она идет как бы "контрапунктом" к теме религиозно-нравственных исканий. Поэта не устраивают рамки религии, он не желает регламентировать свою жизнь искусственными и ненужными, по его мнению, условностями, отвергает их, даже высмеивает: "Я думал – ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик".

Главная тема второй части произведения - поэзия, творчество, место творца в мятущемся и стремительно меняющемся мире, каким был мир во время написания поэмы. Логичным продолжением второй части является третья часть, в которой поэт восклицает "Долой!" и решительно отвергает все, по его мнению, отжившее, потерявшее актуальность и мешающее развитию.

Финал поэмы - констатация одиночества творческого и не вписывающегося в общепринятые рамки человека во враждебном к нему мире. Лирический герой взывает ко Вселенной, но та спит.

В поэме "Облако в штанах" Маяковский предстает читателям уже сформировавшимся автором со своим неповторимым творческим почерком: склонностью к гиперболизации, парадоксальным метафорам. И, разумеется, со свойственным только ему удивительным сочетанием вызывающей брутальности и тончайшего лиризма.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ поэмы Облако в штанах

Анализ поэмы Облако в штанах

Популярные сегодня темы