Пьеса А. Н. Островского" Гроза" — это изображение противостояния возвышенной, чистой, живой личности" тёмному царству". Главная героиня произведения Катерина — это воплощение доброты, душевной чистоты, стремления к искренности, свободе, развитию. Катерина — жена сына госпожи Кабановой, главной представительницы "тёмного царства". Девушку буквально поглощает и убивает это тёмное общество. Свекровь требует от невестки абсолютного подчинения её воле, старинным традициям, принципам домостроя. Героиня не привыкла так жить. В родительском доме Катерина была по-настоящему счастлива, её любили, она была свободно, часто посещала церкви. Кажется, что изменилось после переезда в дом Кабановых, ведь девушка также продолжает заниматься тем, чем ей нравится, но теперь у неё нет самого главного — свободы. Героиня не хочет подчиняться устоям "тёмного царства", поэтому смело выступает против него. Наиболее ярко протест Катерины выражается в финальной сцене пьесы.
В пятом действии читатель видит диалог Тихона Кабанова и Кулигина. Сначала Тихон обвиняет свою жену в измене, но в то же время говорит о жалости и состраданию к ней. Он понимает, что жене сложно живётся в доме его матери, да и сам Тихон говорит о сложном характере Кабанихи. Герой вроде бы хочет пойти против матери, но не может, так как у него недостаточно сил, ведь он живёт в полной власти госпожи Кабановой.
Многие герои в этом эпизоде испытывают дурное предчувствие, приближение чего-то страшного.
Большое внимание уделяется душевному состоянию Катерины. Катерина уже не находится в реальном мире, она словно выпала из жизни. Девушка находится в постоянных размышлениях. С одной стороны, она обвиняет себя в измене мужу, а с другой стороны — мечтает о встрече с Борисом. Героиня сбегает из заточения и приходит на берег Волги. Здесь она встречается с Борисом, но даже он не может ей ничем помочь. Она остаётся наедине с собой на высоком берегу с мыслью о том, что больше жить она не может. Девушка бросается в воду.
В это время все остальные герои ищут Катерину. Кабаниха же считает, что Тихон не должен так волноваться за жену, ведь считает, что уход — это лишь проявление характера Катерины. Когда Кулигин достаёт из воды тело Катерины, Тихон перестаёт себя сдерживать и все высказывает матери. Кабанов обвиняет её в смерти своей жены. Сама же Кабаниха в этот момент не испытывает ни капли жалости к невестке, она лишь озабочен тем, что о ней подумают люди.
Таким образом, Финальная сцена демонстрирует бунт "тёмному царству" и домостроевским устоям. Катерина — первый человек, который не побоялся выступить против Кабанихи и её правил.
В драме «Гроза» А.Н. Островский изображает трагическое противостояние живой, жаждущей любви натуры женщины и устаревших, отживших свой век семейных устоев. Катерина, главная героиня произведения, воплощает одновременно чистоту души, стремление к свободе, правде, искренности человеческих отношений и в то же время глубокое религиозное чувство, побуждающее ее жить по божеским законам и в согласии со своей совестью. Молодая женщина задыхается в гнетущей атмосфере дома Кабановых. Свекровь Марфа Игнатьевна требует от домашних беспрекословного подчинения традициям домостроя, показного благочестия, покорности. Полюбив Бориса, решившись на свидание с ним, Катерина противопоставляет себя лживой морали Кабанихи, совершает преступление против устоев семьи, брака.
Таким образом в драматургическом произведении развивается и любовный конфликт, участниками которого становятся Катерина, ее муж Тихон и любимый ею Борис, племянник Дикого, и конфликт старого и нового, ведь молодое поколение не желает жить по законам дома Кабановых и так или иначе стремится к вольной жизни. А наиболее ярко и остро эти конфликты выражены в диалогах и монологах героев в последнем действии пьесы.
В начале пятого действия в диалоге в Кулигиным безвольный муж Катерины Тихон, с одной стороны, обвиняет Катерину: «Уж что жена против меня сделала! Уж хуже нельзя…», а с другой – жалеет ее: «А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть». И даже он вынужден констатировать, что старая мораль, показная набожность, лицемерие разрушают связь поколений в их доме: «… все наше семейство теперь врозь расшиблось». В ответах Кулигина Тихону слышится по-настоящему доброе, христианское отношение к людям и ситуации в целом: он сетует на крутой нрав Кабанихи, советует Тихону простить жену, решить дело мирно и полюбовно, напоминает Тихону о том, что пора бы молодому мужчине быть хозяином в своей семье, жить своим умом.
Трагические предчувствия, мысли и слова о смерти с самого начала действия словно витают в воздухе, произносятся разными персонажами: за Тихоном приходит Глаша, чтобы рассказать ему, что Катерина пропала, и он пугается: «Умерла, что ль?», и Бориса чрезвычайно волнуют, настораживают слова Катерины, и он чувствует в них что-то недоброе: «Катя, нехорошо что-то! Не задумала ли ты чего?».
Но больше всего размышлений об уходе из жизни, конечно, в монологах Катерины. Автор сопровождает их ремарками о том, что произносит она свои речи «задумчиво и как будто в забытьи». И правда, Катерина уже словно не принадлежит реальному миру: ни дома, где теперь все ее обвиняют и ненавидят, ни даже на приволье, на высоком берегу Волги, не находит успокоения ее мятежная душа. Она казнит себя за совершенный грех, мечтает увидеть Бориса, как о желанной цели, о мечте, говорит о смерти и могиле. В то же время она страдает, что «в беду ввела» любимого, жалеет его. Встречающий ее в таком состоянии на берегу Волги Борис не может или не хочет помочь ей. Он расспрашивает ее, сочувствует, торопливо с ней прощается, боясь, что их кто-нибудь застанет вместе. Так, оставшись совершенно одна, без любимого, без поддержки и понимания мужа, с мыслью, что «жить нельзя», Катерина решается на отчаянный шаг, на самоубийство. Последние ее слова обращены к Борису.
И даже когда встревоженные горожане, Кабанов, Кулигин ищут у воды так давно пропавшую из дома Катерину, Марфа Игнатьевна всё еще говорит о ней, как об интриганке, специально требующей к себе повышенного внимания: «Вот какое зелье! Как она характер-то свой хочет выдержать!». Кулигин достает из воды бездыханное тело Катерины. Горе, внезапно обрушившееся на Тихона, заставляет его уже не искать правильных, с точки зрения маменьки, выражений. В отчаянии, не задумываясь о последствиях, он винит мать в самоубийстве Катерины. А в самой Кабанихе даже в этот момент нет сострадания, жалости ни к Катерине, ни к сыну. Она больше всего беспокоится о том, как бы не уронить собственное достоинство, о том, как выглядит она в глазах жителей Калинова. Трагедия, случившаяся на берегу Волги, ошеломившая всех, заставляет даже миролюбивого Кулигина произносить обвинения в адрес Кабановых: «Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она перед судией, который милосерднее вас!»
Финал пьесы оставляет зрителя и читателя размышлять о том, изменит ли гибель Катерины устои дома Кабановых, как сложится судьба детей Марфы Игнатьевна - Тихона и Варвары. Но как бы ни развивались события, мы понимаем, что время домостроевской морали окончательно миновало.
Тема любви в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин» играет ведущую роль. Автор сравнивает разные виды любви, разные подходы к пониманию любви, разные способы отношения к ней.
Про историю Мальчиш-Кибальчиш в лагере рассказывает пионерам девочка Натка. Это были времена 1930 годов, когда Красная армия воевала против буржуев.
Чтобы показать собственное видение проблем воспитания и образования в обществе, каждый писатель по-своему показывает это в произведениях, наделяя героев яркими чертами, необходимыми для того, чтобы читатель мог сделать правильный вывод для себя
Произведение «Дон Кихот» сделало своего создателя Мигеля де Сервантеса известным на весь мир. Данный роман автор задумал создать как пародию на рыцарские романы, которыми в то время так сильно восхищались в Испании
Жизнь состоит из череды взлетов и падений, успехов и поражений, силы и слабости. Опыт огромного количества людей показывает, что в формировании личности важно оставаться самим собой и не оглядываться на окружающих.