Анализ финальной сцены пьесы Гроза Островского

Пьеса А. Н. Островского" Гроза" — это изображение противостояния возвышенной, чистой, живой личности" тёмному царству". Главная героиня произведения Катерина — это воплощение доброты, душевной чистоты, стремления к искренности, свободе, развитию. Катерина — жена сына госпожи Кабановой, главной представительницы "тёмного царства". Девушку буквально поглощает и убивает это тёмное общество. Свекровь требует от невестки абсолютного подчинения её воле, старинным традициям, принципам домостроя. Героиня не привыкла так жить. В родительском доме Катерина была по-настоящему счастлива, её любили, она была свободно, часто посещала церкви. Кажется, что изменилось после переезда в дом Кабановых, ведь девушка также продолжает заниматься тем, чем ей нравится, но теперь у неё нет самого главного — свободы. Героиня не хочет подчиняться устоям "тёмного царства", поэтому смело выступает против него. Наиболее ярко протест Катерины выражается в финальной сцене пьесы.

В пятом действии читатель видит диалог Тихона Кабанова и Кулигина. Сначала Тихон обвиняет свою жену в измене, но в то же время говорит о жалости и состраданию к ней. Он понимает, что жене сложно живётся в доме его матери, да и сам Тихон говорит о сложном характере Кабанихи. Герой вроде бы хочет пойти против матери, но не может, так как у него недостаточно сил, ведь он живёт в полной власти госпожи Кабановой.

Многие герои в этом эпизоде испытывают дурное предчувствие, приближение чего-то страшного.

Большое внимание уделяется душевному состоянию Катерины. Катерина уже не находится в реальном мире, она словно выпала из жизни. Девушка находится в постоянных размышлениях. С одной стороны, она обвиняет себя в измене мужу, а с другой стороны — мечтает о встрече с Борисом. Героиня сбегает из заточения и приходит на берег Волги. Здесь она встречается с Борисом, но даже он не может ей ничем помочь. Она остаётся наедине с собой на высоком берегу с мыслью о том, что больше жить она не может. Девушка бросается в воду.

В это время все остальные герои ищут Катерину. Кабаниха же считает, что Тихон не должен так волноваться за жену, ведь считает, что уход — это лишь проявление характера Катерины. Когда Кулигин достаёт из воды тело Катерины, Тихон перестаёт себя сдерживать и все высказывает матери. Кабанов обвиняет её в смерти своей жены. Сама же Кабаниха в этот момент не испытывает ни капли жалости к невестке, она лишь озабочен тем, что о ней подумают люди.

Таким образом, Финальная сцена демонстрирует бунт "тёмному царству" и домостроевским устоям. Катерина — первый человек, который не побоялся выступить против Кабанихи и её правил.

2 вариант

В драме «Гроза» А.Н. Островский изображает трагическое противостояние живой, жаждущей любви натуры женщины и устаревших, отживших свой век семейных устоев. Катерина, главная героиня произведения, воплощает одновременно чистоту души, стремление к свободе, правде, искренности человеческих отношений и в то же время глубокое религиозное чувство, побуждающее ее жить по божеским законам и в согласии со своей совестью. Молодая женщина задыхается в гнетущей атмосфере дома Кабановых. Свекровь Марфа Игнатьевна требует от домашних беспрекословного подчинения традициям домостроя, показного благочестия, покорности. Полюбив Бориса, решившись на свидание с ним, Катерина противопоставляет себя лживой морали Кабанихи, совершает преступление против устоев семьи, брака.

Таким образом в драматургическом произведении развивается и любовный конфликт, участниками которого становятся Катерина, ее муж Тихон и любимый ею Борис, племянник Дикого, и конфликт старого и нового, ведь молодое поколение не желает жить по законам дома Кабановых и так или иначе стремится к вольной жизни. А наиболее ярко и остро эти конфликты выражены в диалогах и монологах героев в последнем действии пьесы.

В начале пятого действия в диалоге в Кулигиным безвольный муж Катерины Тихон, с одной стороны, обвиняет Катерину: «Уж что жена против меня сделала! Уж хуже нельзя…», а с другой – жалеет ее: «А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть». И даже он вынужден констатировать, что старая мораль, показная набожность, лицемерие разрушают связь поколений в их доме: «… все наше семейство теперь врозь расшиблось». В ответах Кулигина Тихону слышится по-настоящему доброе, христианское отношение к людям и ситуации в целом: он сетует на крутой нрав Кабанихи, советует Тихону простить жену, решить дело мирно и полюбовно, напоминает Тихону о том, что пора бы молодому мужчине быть хозяином в своей семье, жить своим умом.

Трагические предчувствия, мысли и слова о смерти с самого начала действия словно витают в воздухе, произносятся разными персонажами: за Тихоном приходит Глаша, чтобы рассказать ему, что Катерина пропала, и он пугается: «Умерла, что ль?», и Бориса чрезвычайно волнуют, настораживают слова Катерины, и он чувствует в них что-то недоброе: «Катя, нехорошо что-то! Не задумала ли ты чего?».

Но больше всего размышлений об уходе из жизни, конечно, в монологах Катерины. Автор сопровождает их ремарками о том, что произносит она свои речи «задумчиво и как будто в забытьи». И правда, Катерина уже словно не принадлежит реальному миру: ни дома, где теперь все ее обвиняют и ненавидят, ни даже на приволье, на высоком берегу Волги, не находит успокоения ее мятежная душа. Она казнит себя за совершенный грех, мечтает увидеть Бориса, как о желанной цели, о мечте, говорит о смерти и могиле. В то же время она страдает, что «в беду ввела» любимого, жалеет его. Встречающий ее в таком состоянии на берегу Волги Борис не может или не хочет помочь ей. Он расспрашивает ее, сочувствует, торопливо с ней прощается, боясь, что их кто-нибудь застанет вместе. Так, оставшись совершенно одна, без любимого, без поддержки и понимания мужа, с мыслью, что «жить нельзя», Катерина решается на отчаянный шаг, на самоубийство. Последние ее слова обращены к Борису.

И даже когда встревоженные горожане, Кабанов, Кулигин ищут у воды так давно пропавшую из дома Катерину, Марфа Игнатьевна всё еще говорит о ней, как об интриганке, специально требующей к себе повышенного внимания: «Вот какое зелье! Как она характер-то свой хочет выдержать!». Кулигин достает из воды бездыханное тело Катерины. Горе, внезапно обрушившееся на Тихона, заставляет его уже не искать правильных, с точки зрения маменьки, выражений. В отчаянии, не задумываясь о последствиях, он винит мать в самоубийстве Катерины. А в самой Кабанихе даже в этот момент нет сострадания, жалости ни к Катерине, ни к сыну. Она больше всего беспокоится о том, как бы не уронить собственное достоинство, о том, как выглядит она в глазах жителей Калинова. Трагедия, случившаяся на берегу Волги, ошеломившая всех, заставляет даже миролюбивого Кулигина произносить обвинения в адрес Кабановых: «Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она перед судией, который милосерднее вас!»

Финал пьесы оставляет зрителя и читателя размышлять о том, изменит ли гибель Катерины устои дома Кабановых, как сложится судьба детей Марфы Игнатьевна - Тихона и Варвары. Но как бы ни развивались события, мы понимаем, что время домостроевской морали окончательно миновало.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ финальной сцены пьесы Гроза

Анализ финальной сцены пьесы Гроза

Популярные сегодня темы