Художественное своеобразие пьесы Гроза Островского

Драма «Гроза» автора А.Н. Островского относится к классике русской литературы. Своеобразие произведения подчеркивает её уникальность и особенность. Сюжетная линия построена естественно и стройно. На протяжении всей композиции, автор использует особые приемы, что заставляет читателя чувствовать остроту действия, а также ощущать напряжённую обстановку.

Двойственная роль пейзажа – одна из главных особенностей драмы. С одной стороны пейзаж усиливает несоответствие застоявшегося быта жителей города Калинов и их манерами поведения и нравами. С другой стороны, местная природа представлена во всей красе, но не все жители могут увидеть эти достоинства. Подчеркивают красоту пейзажа и слова Кулигина: «Открылась бездна, звезд полна. Звездам числа нет, бездне – дна». Это единственный человек, восхищающийся местной красотой. На его фоне Дикие и семья Кабановых прямо противоположно жаждут растоптать, уничтожить все прекрасное, нежное и естественное проявление живого. Такая противоположность подчеркивает двойственность фона.

Гроза как природное явление усиливает душевные переживания Катерины, а также влияет на последующие действия. Главная героиня в замешательстве между любовью к Борису и осознанием совершенного греха. Она чувствует приближение неотвратимости, надвигающейся беды, и в момент наивысшего переживания наступает гроза. «Гроза! Побежим домой! Поскорее! Ах, скорее, скорей» - восклицает Катерина. На пике стихии героиня не выдерживает эмоционального напряжения и прилюдно кается в содеянном грехе.

Параллельно картине грозы прослеживается фигура «барыни с двумя лакеями». Приступы страха и боязни греха Катерины сопровождаются словами старой барыни: «… Вот красота-то куда ведет. Вот, вот, в самый омут».

Для усиления изображения картины Островский использует контрасты. Примером противопоставления служат параллельно развивающиеся отношения героев Варвара Кудряш и Катерина Борис. Четко прослеживается данный прием в сцене свидания в овраге. Здесь простые и грубые чувства Кудряша затмевают оживленные, возвышенные чувства Бориса. Помимо этого характеры данных героев прямо противоположны. Кудряш человек смелый, ловкий, бойкий, он не позволяет дать себя в обиду даже Диким. Что нельзя сказать про Бориса. Варвара, в отличие от Катерины, не поддается матери, защищает свою свободу. Она не понимает душевных страданий главной героини.

Островский в пьесе «Гроза», для детального и полного раскрытия героев, использует художественный прием – так называемые говорящие фамилии (Кабаниха, Кудряш, Дикой). Стоит отметить, что не только в «Грозе», но и во многих других произведениях, автор употребляет такой способ. Внутренний мир героев подчеркивает и их манера говорить. Дикой разговаривает по-простому, грубо, речь его полна ненормативной лексикой. Речь Кабанихи наполнена пословицами и употреблением ласкательных слов, а также часто в разговорах персонаж прибегает к церковному языку. Кулигин человек утонченный, поэтический говорит метафорами, сравнениями, речь дополняет его чувства.

2 вариант

“Гроза” - знаменитая пьеса А.Н.Островского в пяти действиях. Произведение было написано в 1859 году, за год до отмены крепостного права в России. Действие пьесы происходит в небольшом вымышленном городе Калинов, расположенном на берегу Волги.

Направление пьесы - реализм. В произведении правдиво показана предреформенная жизнь людей небольшого уездного города. Реалистичность изображаемых в пьесе событий достигается типичностью характеров и быта того времени.

Характерной особенность пьесы “Гроза” является введение пейзажа не только как фона, описанного в произведении действия. Картины природы в драме - воплощении стихии, которая противостоит “темному царству” со всей его несправедливостью и жестокостью. Пьеса начинается словами Кулигина, который восхищается необыкновенной красотой природы. Дальше происходит знакомство с жителями Калинова, с их невежеством, жестокостью и дикостью. Красота природы города на Волге противостоит “темному царству”.

Еще одной особенностью пьесы является использование Островским традиций фольклора в создании образов главных героев: Катерины, Кулигина, Кудряша, Кабанихи, Дикого. Их речь изобилует просторечиями, что добавляет реалистичности в изображение персонажей. Островский использует символы в пьесе: гроза становится символом душевного смятения главной героини Катерины, ее внутренних переживаний, а громоотвод, предлагаемый Кулигиным - символом просвещения. Однако Дикой отказывается Кулигину в установке громоотвода, говоря, что гроза - это наказание горожанам. Малообразованность купечества делает невозможность просвещения города.

Драма характеризуется конфликтом отдельной личности и окружающего общества. В трагедии показано острое и непримиримое противоречие, конфликт, который приводит к гибели героя. Несмотря на то, что в пьесе “Гроза” Катерина в конце пятого действия погибает, произведение принято считать дорамой, а не трагедией. Основным сюжетным замыслом является противостоянии главной героини “темному царству” (что является характерной чертой драмы).

Новаторством Островского становится появление настоящей героини из народной среды. Центральное место в произведении уделено образу Катерины, описанию ее характера, в то время как сам городок Калинов и его жители уходят на второй план.

В пьесе отображены непреодолимые противоречия, острый конфликт. Автор не идеализирует купечество, напротив, в острой сатире он высмеивает старый уклад патриархального общества, в котором не находится места для всего нового. Город Калинов становится “темным царством”, не приемлющим просвещения.

Сочинение Художественное своеобразие пьесы Гроза

Пьеса "Гроза" Островского является одним из наиболее выдающихся произведений русской драматургии XIX века. Она описывает конфликты, возникающие между разными социальными слоями в русском обществе, и проблемы семейных отношений.

Одним из основных своеобразий пьесы является ее композиция. События разворачиваются не по порядку хронологии, а в переплетении множества параллельных линий, что придает ей дополнительную динамику и напряженность. Кроме того, в пьесе Островского присутствуют элементы фольклора и народной культуры, которые создают особую атмосферу и глубину произведения.

Важное место в пьесе занимают символы и образы, которые помогают автору передать свою идею и мысль. Например, гроза, которая становится центральным моментом пьесы, является символом наказания за грехи и преступления. А мотив хождения по кругу, который встречается повсюду в пьесе, символизирует замкнутость и невозможность выйти из тех жизненных ситуаций, в которые попали герои.

Еще одним заметным своеобразием пьесы является ее язык. Островский мастерски использует языковые средства для передачи характеров героев и создания атмосферы. Например, диалектная речь Савельича и Кабанихи помогает читателю узнать о них больше, чем просто описания. А образы природы, использованные автором, помогают передать настроение и эмоции героев.

Таким образом, "Гроза" Островского является ярким примером художественной культуры XIX века. Ее своеобразие проявляется в композиции, языке, символах и образах, которые вместе создают глубокий и многогранный образ России того времени.

Также читают:

Картинка к сочинению Художественное своеобразие пьесы Гроза

Художественное своеобразие пьесы Гроза

Популярные сегодня темы