Художественное своеобразие пьесы Гроза Островского

Драма «Гроза» автора А.Н. Островского относится к классике русской литературы. Своеобразие произведения подчеркивает её уникальность и особенность. Сюжетная линия построена естественно и стройно. На протяжении всей композиции, автор использует особые приемы, что заставляет читателя чувствовать остроту действия, а также ощущать напряжённую обстановку.

Двойственная роль пейзажа – одна из главных особенностей драмы. С одной стороны пейзаж усиливает несоответствие застоявшегося быта жителей города Калинов и их манерами поведения и нравами. С другой стороны, местная природа представлена во всей красе, но не все жители могут увидеть эти достоинства. Подчеркивают красоту пейзажа и слова Кулигина: «Открылась бездна, звезд полна. Звездам числа нет, бездне – дна». Это единственный человек, восхищающийся местной красотой. На его фоне Дикие и семья Кабановых прямо противоположно жаждут растоптать, уничтожить все прекрасное, нежное и естественное проявление живого. Такая противоположность подчеркивает двойственность фона.

Гроза как природное явление усиливает душевные переживания Катерины, а также влияет на последующие действия. Главная героиня в замешательстве между любовью к Борису и осознанием совершенного греха. Она чувствует приближение неотвратимости, надвигающейся беды, и в момент наивысшего переживания наступает гроза. «Гроза! Побежим домой! Поскорее! Ах, скорее, скорей» - восклицает Катерина. На пике стихии героиня не выдерживает эмоционального напряжения и прилюдно кается в содеянном грехе.

Параллельно картине грозы прослеживается фигура «барыни с двумя лакеями». Приступы страха и боязни греха Катерины сопровождаются словами старой барыни: «… Вот красота-то куда ведет. Вот, вот, в самый омут».

Для усиления изображения картины Островский использует контрасты. Примером противопоставления служат параллельно развивающиеся отношения героев Варвара Кудряш и Катерина Борис. Четко прослеживается данный прием в сцене свидания в овраге. Здесь простые и грубые чувства Кудряша затмевают оживленные, возвышенные чувства Бориса. Помимо этого характеры данных героев прямо противоположны. Кудряш человек смелый, ловкий, бойкий, он не позволяет дать себя в обиду даже Диким. Что нельзя сказать про Бориса. Варвара, в отличие от Катерины, не поддается матери, защищает свою свободу. Она не понимает душевных страданий главной героини.

Островский в пьесе «Гроза», для детального и полного раскрытия героев, использует художественный прием – так называемые говорящие фамилии (Кабаниха, Кудряш, Дикой). Стоит отметить, что не только в «Грозе», но и во многих других произведениях, автор употребляет такой способ. Внутренний мир героев подчеркивает и их манера говорить. Дикой разговаривает по-простому, грубо, речь его полна ненормативной лексикой. Речь Кабанихи наполнена пословицами и употреблением ласкательных слов, а также часто в разговорах персонаж прибегает к церковному языку. Кулигин человек утонченный, поэтический говорит метафорами, сравнениями, речь дополняет его чувства.

2 вариант

“Гроза” - знаменитая пьеса А.Н.Островского в пяти действиях. Произведение было написано в 1859 году, за год до отмены крепостного права в России. Действие пьесы происходит в небольшом вымышленном городе Калинов, расположенном на берегу Волги.

Направление пьесы - реализм. В произведении правдиво показана предреформенная жизнь людей небольшого уездного города. Реалистичность изображаемых в пьесе событий достигается типичностью характеров и быта того времени.

Характерной особенность пьесы “Гроза” является введение пейзажа не только как фона, описанного в произведении действия. Картины природы в драме - воплощении стихии, которая противостоит “темному царству” со всей его несправедливостью и жестокостью. Пьеса начинается словами Кулигина, который восхищается необыкновенной красотой природы. Дальше происходит знакомство с жителями Калинова, с их невежеством, жестокостью и дикостью. Красота природы города на Волге противостоит “темному царству”.

Еще одной особенностью пьесы является использование Островским традиций фольклора в создании образов главных героев: Катерины, Кулигина, Кудряша, Кабанихи, Дикого. Их речь изобилует просторечиями, что добавляет реалистичности в изображение персонажей. Островский использует символы в пьесе: гроза становится символом душевного смятения главной героини Катерины, ее внутренних переживаний, а громоотвод, предлагаемый Кулигиным - символом просвещения. Однако Дикой отказывается Кулигину в установке громоотвода, говоря, что гроза - это наказание горожанам. Малообразованность купечества делает невозможность просвещения города.

Драма характеризуется конфликтом отдельной личности и окружающего общества. В трагедии показано острое и непримиримое противоречие, конфликт, который приводит к гибели героя. Несмотря на то, что в пьесе “Гроза” Катерина в конце пятого действия погибает, произведение принято считать дорамой, а не трагедией. Основным сюжетным замыслом является противостоянии главной героини “темному царству” (что является характерной чертой драмы).

Новаторством Островского становится появление настоящей героини из народной среды. Центральное место в произведении уделено образу Катерины, описанию ее характера, в то время как сам городок Калинов и его жители уходят на второй план.

В пьесе отображены непреодолимые противоречия, острый конфликт. Автор не идеализирует купечество, напротив, в острой сатире он высмеивает старый уклад патриархального общества, в котором не находится места для всего нового. Город Калинов становится “темным царством”, не приемлющим просвещения.

Также читают:

Картинка к сочинению Художественное своеобразие пьесы Гроза

Художественное своеобразие пьесы Гроза

Популярные сегодня темы