Женские образы в пьесе Бесприданница Островского сочинение

Место женщины в обществе – одна из часто встречающихся проблем русской литературы. Драматическая пьеса «Бесприданница» Александра Островского не сторонится данной темы, а рассматривает ее в лице двух основных героинь: вдовы Хариты Игнатьевны Огудаловой и девушки Ларисы Дмитриевны. Все женские образы в «Бесприданнице» очень разные

Лариса Огудалова

Действия произведения начинается с разговора состоятельных лиц – Кнурова и Вожеватого. Именно они и характеризуют Ларису на протяжении драмы. «Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой оправы требует». Слова Мокия Парменыча доносят до читателя кристальную чистоту девушки, которая «мечется» между героем – любовником Паратовым и обычным чиновником Карандышевым. В Ларисе воплощается основная проблема: должна ли она пойти на поводу чувств или стать тихой, примерной женой. Где ее место в этой жизни? А. Островский показывает, что даже «правильные» способны поддаться искушениям, но только в случае поиска истинного счастья. Бесприданница вынуждена выйти замуж за человека, которого «собирается полюбить», ведь такой поступок – спасение от клейма «старой девы». Лариса нехотя следует советам матери, проявляет послушание. Герои пьесы отмечают «честность и правдивость» девушки. Здесь она олицетворяет добрую и по детски наивную душу.

Харита Игнатьевна Огудалова

Мать Ларисы – вдова средних лет – некий антагонист дочери. «Бойкая женщина» стремится устроить выгодную свадьбу Огудаловой младшей. С одной стороны это оправдано, так как по меркам тех лет богатый жених – спасение бедной невесты. С другой – скрытый посыл о расчетливости вдовы, ее «услужливости» и лицемерии. По большей части она ищет именно материальное счастье и делает все для этого. Если Лариса «одета богато, но скромно», то овдовевшая Огудалова – «не по годам». Последняя же наставляет дочь «правильно улыбаться», петь и нравится потенциальным женихам. Она устраивает роскошные обеды, выпрашивая при этом денег у других за вход. Ситуация обстоит так, что читатель невольно задумывается: это любовь матери или попытка продать бесприданницу? И, к сожалению, ответ здесь очевиден.

Ефросинья Потаповна

Третьим женским образом в «Бесприданнице» является Ефросинья Потаповна. В отличии от Хариты Игнатьевны тётка Карандышева простолюдинка. Она жалуется, что повар использует для приготовления блюд всё самое дорогое, а также хвастается покупкой на рынке поддельного вина и дешёвой стерляди. Данный женский образ помогает понять образ Мокия Карандышева. Островский показывает, что для него характерны та же скупость и желание выглядеть богатым, как у его тётки.

Возникает ощущение, что мать и дочь – инь и янь, борьба праведности и лжи. Женские образы в данной пьесе противопоставляются друг другу, показывая различие в поведении при одном действии. Состоятельные люди жалостливо наблюдают за ходом событий, впрочем, как и читатель.

2 вариант

А.Н.Островский написал пьесу «Бесприданница» в 1878 году. Лишь после смерти автора к произведению пришёл успех. Эта пьеса об обществе, основанном на принципах «купли-продажи». В таком обществе никого не интересуют личность человека и его чувства.

Главной героиней является Лариса Огудалова, молодая женщина с трагичной судьбой. Для неё человеческие чувства важнее, чем материальное положение, это её отличает от других. Молодая девушка, чистая душой, умеющая искренне любить, сталкивается с миром, где каждый преследует цель – не продешевить. Она играет роль «вещи» во всех отношениях с людьми. Ларисе стыдно за своего будущего мужа Карандышева и за его попытки сравниться с Сергеем Паратовым, в которого она влюблена. Она считает, что Паратов – это «идеал мужчины». Душевная борьба приводит к трагическому исходу – гибели героини. Говоря «Так не доставайся ж ты никому», ревнивый Карандышев убивает ее, за что Лариса его благодарит, потому что смерть дарит ей долгожданную свободу. Она просит его отдать револьвер ей и говорит сбежавшимся, что она сама себя убила. Лариса, умирая, говорит: «…вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».

Её мать, Харита Игнатьевна, потерявшая все финансовые средства дворянка, вдова. Цель её жизни – удачно выдать замуж Ларису, у которой нет приданого. Она морально давила на дочь, поэтому Лариса и собирается выйти замуж за Карандышева, чтобы сбежать от матери. Деньги и статус для Хариты Игнатьевны имеет большое значение, человеческие чувства для неё чужды. Женщина считает, что Ларисе необходимо притворяться и обманывать, чтобы чего-то добиться. Она старается реализовать собственные цели, не думая о желаниях дочери.

Таким образом, в пьесе «Бесприданница» Островский показал три абсолютно уникальных женских образа: представительниц разных классов, а также Ларису – которая отличается от всех способностью искренне любить. Женские образы в данной пьесе противопоставляются друг другу.

Также читают:

Картинка к сочинению Женские образы в пьесе Бесприданница

Женские образы в пьесе Бесприданница

Популярные сегодня темы