В рассказе Константина Паустовского «Телеграмма» рассматриваются важнейшие жизненные вопросы, имеющие огромное значение для любого человека. В произведении речь идет о том, насколько люди нередко не умеют ценить тех, кто является для них наиболее близким, и вспоминают о родных только тогда, когда уже ничего невозможно изменить и исправить.
Центральная героиня рассказа, пожилая и страдающая многочисленными заболеваниями женщина по имени Катерина Петровна, в одиночестве обитает в селении под названием Заборье. Рядом с Катериной Петровной не имеется ни одного человека, с которым она могла бы поговорить о том, что ее действительно интересует. Дочь женщины Настя давно проживает в Ленинграде и крайне редко пишет матери, фактически не приезжая ее навестить уже на протяжении ряда лет.
Настя выглядит в этой истории весьма неоднозначно. Она усердно трудится в Союзе художников, посвящая работе абсолютно все время и силы, она не успевает хотя бы написать Катерине Петровне и поинтересоваться, как мать себя чувствует и не требуется ли ей помощь. Видимо, внутри девушка все же испытывает ощущение вины из-за того, что она оставила маму в одиночестве, Настя не решается немедленно прочесть последнее письмо, полученное от матери.
Паустовский не проявляет непосредственного осуждения в отношении девушки. Насте кажется, что бюст Гоголя смотрит на нее с насмешливым укором, таким путем автор иносказательно упрекает молодую женщину, забывшую о самом близком человеке.
При этом окружающие вовсе не считают Настю равнодушной и черствой, она всячески старается помочь скульптору Тимофееву, без колебаний отправляется к нему и выслушивает жалобы мужчины на неудобное помещение, в котором он вынужден работать. Основная мысль рассказа заключается именно в том, что Настя, помогая постороннему для нее коллеге, не принимает никакого участия в жизни больной матери. Женщина осознает недопустимость собственного поведения, получив страшное известие об уходе ее мамы из жизни именно тогда, когда она выслушивает горячие аплодисменты за добросовестный труд.
Настя с ужасом спрашивает себя, требуется ли ей теперь успех и общественное признание. Она понимает, что пожертвовала отношениями с родным человеком и заботой о нем ради того, чтобы заниматься интересным для нее делом. Когда Настя все же приезжает на родину, она проливает самые искренние слезы не только из-за того, что ей никогда более не доведется увидеть маму, но и из-за собственного длительного безразличия к Катерине Петровне. На примере героини рассказа писатель демонстрирует случай запоздавшего раскаяния, он ненавязчиво призывает читателей помнить о близких, пока они действительно нуждаются в помощи и присутствии рядом любящих и любимых людей.
Рассказ К. Паустовского «Телеграмма» посвящен одной из самых актуальных проблем нашего времени – проблеме милосердия. Ее автор рассматривает не на отвлеченных примерах, а на примере конкретной семьи. В центре повествования доживающая свой век старая женщина Катерина Петровна. Одна в огромном доме, когда-то его построил отец, известный художник. Но все осталось в далеком прошлом.
В настоящем она, Катерина Петровна, одиночество и последние горькие дни. Горечь усиливается оттого, что где-то в далеком Ленинграде живет дочь Анастасия Семеновна. Связь, между ними, двумя самыми близкими женщинами, практически оборвалась. Денежные переводы, которыми Настя поддерживала мать, приходят теперь от случая к случаю. А длинные письма она заменила короткими строками на обороте денежных переводов.
Настя предстает в рассказе в двух видах: дочь и просто человек, облеченный какой-то властью, поскольку работает секретарем в Союзе художников. Должность небольшая, но Настя очень внимательна к судьбам художников, понимает их непростые характеры и, в меру своих возможностей, помогает им. Близко к сердцу она приняла судьбу молодого художника Тимофеева и помогла организовать ему персональную выставку. Это помогло вырваться талантливому художнику из безвестности. Настя проявила чуткость и внимание, отличные организаторские способности и получила слова благодарности.
И в это же самое время Настя получает последнее письмо от матери и телеграмму, которую посылает Тихон. Но дела и заботы о постороннем человеке отодвигают заботу о матери, если не на второй план, то далеко от насущных забот Насти. В круговерти подготовки выставки Трофимова она вспоминает о них, но у нее нет времени остановиться, вчитаться в строки письма матери, расшифровать телеграмму Тихона. Чашу, полную горечи утраты самого родного человека, Насте выпало выпить до самого дна. Она опаздывает на похороны матери, всю ночь проводит в родном доме в слезах, а утром тайком уезжает из деревни. Понимание, что из жизни ушел самый близкий человек, слишком поздно приходит к Насте.
Как могло случиться, что хороший человек, который понимает, что означают забота и внимание, оказался глухим и бесчувственным по отношению к родному человеку? Да, сыграли свою роль и километры, которые отделили женщин друг от друга. И занятость Насти по организации различных выставок. Но есть и вина Катерины Петровны, которая не сумела воспитать в Насте чувства ответственности за мать, за ее старость, если не обеспеченную, то хотя бы окруженную вниманием. Забылось детство, которое, видимо, не оставило в памяти Насти никаких следов. Все стерлось в городе. И забыла Настя, что где-то в далеком Заборье живет одинокая старушка, ее мать.
Произведение по жанровой направленности относится к исторической оде и в качестве основной тематики рассматривает человеческие взаимоотношения, связанные с вопросами любви, чести и патриотизма.
Афанасия Фета считают поэтом, который мог одушевлять природу, описывать родную землю в мельчайших деталях. Природа присутствует в любом произведении автора
Актер еще один персонаж из пьесы Максима Горького «На дне» мужчина живет в ночлежке, в которой помимо него проживают еще много людей. У каждого из этих людей свои проблемы и свои жизненные устои.
Л.Н. Толстой назвал свой рассказ «После бала» так как чувства, мировоззрение, отношение к миру главного героя Ивана Васильевича поменялись после одного бала. Ведь все было иначе, если бы не один случай.
Основной темой творчества Блока является тема Родины. Образ России проходит через всю лирику поэта, начиная с самых первых произведений