Стихотворение «Песнь о вещем Олеге» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1822 году. Около года шла работа над произведением. В основу стихотворения легла легенда о смерти киевского князя, отображенная в «Повести временных лет».
Стихотворение не зря названо писателем песней. Певучий и легкий язык Пушкин использует для придания балладе легкости. Размер строк – амфибрахий, в котором активно применяется устаревшая лексика, наполняет произведение атмосферой времени княжения Олега. Историческая фигура становятся центральным героем повествования. Но стоит отметить, что наряду с ней особенно значим и образ волхва-кудесника, видящего будущее. В произведении тесно переплетаются два таких понятия, как судьба и свобода, обусловленная закономерность жизни и выбор обособленного ее пути.
Главная тема произведения – предопределенность судьбы человека. Князь Олег, встретив волхва, обладающего даром предвидения, решает узнать у него причины своей смерти. «Кудесник» предсказывает Олегу гибель, которую принесет ему боевой товарищ – верный и бесстрашный конь. Князь, находясь в рассвете боевой славы полководца, боится за свою жизнь и расстается с «верным слугой». Он оставляет коня, велит заботливо относиться к нему и беречь. Тем самым Олег хочет оградить себя от предсказания, данного волхвом.
На какой-то миг кажется, что есть надежда и что «любимец богов» ошибся. Но то, что предначертано судьбой все равно происходит. Узнав о смерти своего коня, Олег едет навестить его кости. Он злится на кудесника, и в то же время смеется над ним, ведь конь мертв, и как думает князь, больше не может причинить ему зла. Однако смерть от «боевого товарища», предсказанная волхвом, находит Олега: из черепа, потревоженного князем, выползает «гробовая» змея и жалит его в ногу. Таким образом, избежать предопределенного рока полководец не в силах.
Наряду с основной темой предопределенности судьбы, звучит еще одна, не менее важная тема – поэт-кудесник. Поэт видит будущее и не боится говорить о нем. В словах «любимца богов» : «волхвы не боятся могучих владык» заключено мировоззрение Александра Сергеевича. Мечтая о свободной России, он не боялся последствий своих слов.
«Песня о вещем Олеге» - это глубокое философское произведения Александра Сергеевича Пушкина. Оно становится воплощением противоречивых рассуждений поэта о предопределенности и выборе судьбы.
«Песнь о Вещем Олеге» - легендарное произведение А.С. Пушкина, без которого невозможно представить себе школьную программу - так оно в ней укоренилось. Всем нам известны строки «Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хозарам...»
Если провести жанровый анализ, то сразу становится понятно – это баллада. Баллада в самом традиционном своём проявлении – тут и стихотворная форма, и драматичность, и стремительность развивающихся событий, и неожиданная концовка – Олег ведь всё же умирает именно так, как в начале произведения было предсказано волхвом. «От судьбы, от злого рока никуда не уйдёшь» - как бы говорит нам автор. Или это сама Мировая история нам говорит?
Чтобы был возможен несколько более глубокий анализ этой баллады, необходимо знать, насколько большим был интерес А.С. Пушкина к истории как к науке. Вообще, его творчество буквально полнится исторической тематикой. И «Песнь о Вещем Олеге» - не исключение. Другое дело, что видение автором тех или иных событий часто достаточно своеобразно – иногда даже сложно понять, что описанное в разных источниках событие – это не два разных случая, а всего лишь один.
И всё же, несмотря ни на что, «Песнь о Вещем Олеге» имеет огромную ценность даже как источник исторической информации – ведь, согласитесь, мало кто из нас станет читать «Повесть временных лет» в оригинале. Да что уж там – не напиши Александр Сергеевич «Песнь…», не факт, что все мы знали бы хоть что-то об этой истории. Невозможно даже примерно определить влияние этого произведения.
Хотя в «Песни о Вещем Олеге» сложно определить какую-то одну, цельную тематику, тема злого рока проходит буквально через всё произведение. По сути, с самого начала читатели чувствуют некоторую напряжённость, висящую в воздухе. Все понимают, что в тот или иной момент произойдёт что-то плохое. Предсказания волхвов ведь не бывают на пустом месте.
Эту балладу, как и многие другие произведения классиков, на самом деле, можно анализировать бесконечно. В этом и суть всех великих произведений – у них не может быть только один смысл, это было бы слишком просто, и тогда произведение вряд ли было бы великим. Его бы просто забыли.
Франт – мужчина средних лет, скверного характера, который ни о чём, кроме собственной выгоды не думает. Его не волнует состояние окружающих, ему также безразличны их переживания
Великая Отечественная война – это одна из тем, которая невольно вызывает слезы на глаза. И, не важно, что ты далекий потомок тех, кто непосредственно пережил тот сложнейший этап нашей общей истории.
Костя шагал по улице вместе со своей сестрой Катей. Впереди медленно шла хромая старушка с седыми волосами. В руках она несла кошёлку. Вдруг старушка обронила кошелёк с деньгами и даже не заметила этого.
Произведение начинается с того, что в одной состоятельной дворянской семье рождается мальчик, как узнается позже, что он родился слепым, и это не поправимо. Мать долгое время пребывала в депрессии
В истории человечества не мало войн и конфликтов. Эти трагические события крепко осели в головах очевидцев и участников
Жанровая направленность произведения представляет собой фольклорную бытовую сказку, являющуюся творением устного народного творчества, вымышленным по содержанию и прозаическим в соответствии с формой.