Анализ повести Барышня-крестьянка Пушкина 6 класс

«Барышня-крестьянка» входит в известные каждому школьнику «Повести Белкина» - сборник из 5 житейских историй, созданный Пушкиным в знаменитую Болдинскую осень. В 1830 году поэт отправился в имение Болдино, чтобы уладить кое-какие финансовые дела перед свадьбой с Натальей Гончаровой. Но в Москве разгорелась эпидемия холеры, и Пушкин был вынужден надолго задержаться в Болдино. Эти три месяца стали периодом необычайного творческого подъёма, всплеска жизненной и писательской энергии. Итогом вынужденного затворничества явились десятки законченных и только начатых произведений, среди которых и сборник «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.»

Жанр

«Барышня-крестьянка» принадлежит к жанру реалистической повести – действующих лиц в ней немного, представлены эпизоды из жизни героев, одна сюжетная линия.

Название произведения отражает основной элемент сюжета – превращение барышни Лизы Муромской, образованной девушки с хорошими манерами, в неграмотную крестьянку Акулину, дочь кузнеца. История с перевоплощением персонажа не нова в литературе. Пушкин позаимствовал её у своих русских и зарубежных коллег.

Сюжет

Произведение начинается с рассказа о двух местных помещиках – Григории Ивановиче Муромском и Иване Петровиче Берестове. Они предпочитают различный образ жизни, каждый по-своему ведет хозяйство. Помещики откровенно не ладят, не упуская случая покритиковать друг друга.  Но в один из дней в усадьбу Ивана Петровича приезжает его сын, Алексей – образованный и воспитанный молодой человек, приятной внешности, по слухам немного загадочный и странный. Он заинтересовал Лизу Муромскую, и, зная о разладе между их отцами, она решается на весьма оригинальный способ знакомства. С помощью своей горничной Насти Лиза переодевается в крестьянку и будто случайно встречает Алексея ранним утром в лесу. Между ними завязывается нежная дружба, а затем герои и вовсе влюбляются друг в друга.

Между тем родители юных влюбленных примирились после несчастного случая на охоте. Муромский-старший приглашает Берестова-отца в гости. Лиза понимает, что маленькая шалость может раскрыться и сообщает Алексею о расставании, взяв с него слово не искать её. Во время визита Берестовых девушка до неузнаваемости меняет свою внешность и добивается желаемого – Алексей её не узнал. Отцы подумывают о свадьбе детей, не подозревая о привязанности юноши к «другой» девушке. Встречи Лизы и Алексея продолжаются, он учит якобы неграмотную дочь кузнеца читать, поражаясь, как быстро она всё усваивает. Между ними начинается переписка. Берестов-младший влюблён, ни о чём не подозревает и готов жениться на мнимой Акулине. Однако случайность придает истории другой поворот – обман раскрывается благодаря желанию Алексея объясниться с Муромским. Он приезжает без предупреждения и застаёт свою «Акулину», читающую его письмо с предложением руки и сердца. Автор не описывает подробно конец истории, но читатель легко может догадаться, что Лиза и Алексей обрели своё счастье, и лучшего финала быть не может.

Главные герои

Главные герои повести - Алексей и Лиза – молодые люди из дворянского сословия. Лиза, единственная дочь своего отца – 17-летняя девушка, избалованная и немного ветренная, шалунья и баловница, всегда готовая к всевозможным проказам. При этом она совсем не глупа, умеет говорить на двух языках – английском и французском, занимается музыкой, любит книги. Иными словами, Муромская получила типичное для того времени домашнее образование. Её гувернантка – француженка, это было очень модно в дворянских кругах в XVIII – XIX вв. Внешность Елизаветы также примечательна – стройная, смуглая, черноглазая, необыкновенно обаятельная. Даже в лаптях и простом крестьянском сарафане она смогла очаровать молодого Берестова. Несмотря на неусидчивый, резвый нрав, Лиза – девушка отнюдь не легкомысленная. Ей совестно обманывать Алексея: «Напрасно возражала она самой себе, что беседа их не выходила из границ благопристойности, что эта шалость не могла иметь никакого последствия, совесть ее роптала громче ее разума». В глубине души Лиза понимает, что нельзя строить отношения на лжи. Но, как и все девушки в этом возрасте, она наивна и мало думает о будущем в надежде, что все разрешится само собой. К счастью, так и случилось.

Алексей – внешне привлекательный, статный юноша. Он недавно закончил университет и грезил о карьере военного, но противоречия с отцом вынудили его приехать в деревню и «жить покамест барином». В губернии он производит сильное впечатление романтической внешностью и поведением – является перед местными барышнями холодным, мрачным и разочарованным, но всё это напускное. Алексей вовсе не разочарован жизнью, а напротив, жизнерадостен, весел и бодр. Он предпочитает активный, подвижный образ жизни – ездит верхом, часто ходит на охоту, играет с крестьянскими девушками в горелки. Поэтому он влюбляется в лже-Акулину, а не в напудренную и разодетую Лизу. Последняя для него – жеманная светская барышня, напыщенная и скучная. Открытый и добрый, Алексей испытывает к Лизе-Акулине самые сильные и искренние чувства. Она сдержанная и чистая, не испорченная светским обществом девушка, естественная в своей простоте. Именно это и привлекает Алексея. Мысль жениться на крестьянке, даже испытав на себе осуждение дворянской общественности, не пугает его - настоящая любовь сильнее предрассудков. Молодой человек проявляет стойкость характера и твердо решает во что бы то не стало осуществить свой план. Он решается на разговор с Муромским-старшим, и это характеризует Алексея как крайне честного и прямого человека, не желающего никому давать ложную надежду.

Темой повести можно считать историю любви двух молодых людей, для которых не существует сословных различий.

Автор поднимает очень серьёзную проблему. Её можно обозначить так: имеют ли право на любовь люди неравного происхождения? И Пушкин доказывает, что эти отношения возможны, есть еще люди, для которых настоящие чувства важнее разницы в материальном достатке или общественном положении. Любовь вопреки сложившимся общественным устоям – вопрос, актуальный и в наши дни. В «Барышне-крестьянке» всё заканчивается хорошо лишь потому, что и Лиза, и Алексей – дети помещиков. Можно представить, какие испытания ждали бы Алексея в борьбе со светскими предрассудками, которые наотрез отрицали возможность брака между дворянином и крестьянкой.

Идея этого произведения очень глубока – социальное неравенство противоестественно для человека. Повесть учит тому, что с навязанными обществом правилами жизни можно и нужно бороться, отстаивая своё право на счастье.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Барышня-крестьянка

Анализ произведения Барышня-крестьянка

Популярные сегодня темы