Впервые «Портрет» был напечатан в сборнике «Арабески. Ранние сочинения Гоголя» в 1835г. Работа получила неодобрительные отзывы. В.Г. Белинский раскритиковал вторую половину произведения, отметив, что в ней отсутствует фантазия.
С 1937 по 1842гг. Гоголь периодически живет в Риме. Писатель просит друзей присылать критические отзывы на свои работы. В этот период Гоголь переосмысливает свои представления об искусстве, о задачах и о миссии художника, и приступает к работе над новой версией «Портрета». В 1842г. вторая редакция «Портрета» публикуется в журнале «Современник».
В новой редакции Гоголь изменил фамилию главного героя с Черткова на Чартков, убрал некоторые фантастические сцены, изменил финал, появились новые действующие лица: профессор, заказчицы портрета, хозяин дома, квартальный надзиратель.
В первой редакции темы миссии художника, роли искусства в жизни людей не были основными. В новой редакции эстетическая тема занимает центральное место. Искусство или ремесло, предназначение творчества, необходимые качества художника - основные вопросы второй редакции «Портрета».
В Риме Гоголь заводит дружбу с художником А. Ивановым. Считается, что Иванов стал прототипом образа живописца, приславшего свою работу на оценку. Но «Портрет» впервые был опубликован в 1835 г., а Гоголь познакомился с Ивановым только через несколько лет. Знакомство с Ивановым, его биографией и творчеством, все же, повлияли на вторую редакцию повести, в которой Гоголь изображает образ идеального художника. Гоголь и Иванов тесно общались, когда художник писал знаменитую картину «Явление Христа народу». Считать же Иванова прототипом образа художника можно с большой натяжкой.
Прототипом ростовщика со страшными живыми глазами считается индус Моджерама Мотомалов. Моджерама жил в Коломне, округе Санкт-Петербурга, местные жители запомнили его одетым в национальный индийский костюм. Из воспоминаний актера Петра Каратыгина известно, что на лице ростовщика были вытатуированы разноцветные узоры, а зрачки его «как угли, блистали на желтоватых белках с кровавыми прожилками…».
Изучая прототипы повести, невозможно не упомянуть Ф. В. Булгарина, редактора политической и литературной газеты «Северная пчела». Гоголь пародирует Булгарина в «Записках сумасшедшего», «Невском проспекте», «Носе», «Ревизоре». Образ «издателя одной ходячей газеты» в «Портрете» наводит на мысли о Булгарине. В объявлении, данном Чартковым в газету, Гоголь обыгрывает газетный стиль Булгарина, его прагматичную направленность.
Прототипы героев
26 августа 1870 — рождение будущего писателя в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. Через год после рождения ребенка умирает его отец. Тогда мать и будущий писатель переезжают из губернии в Москву, где мальчик учится в пансионе
Главной героиней рассказа «Телеграмма» К. Паустовского является Катерина Петровна женщина преклонного возраста, проживающая в селе Заборье, в доме своего отца-художника. Она находится в нем одна
Данный роман является сложным и многогранным произведением Пастернака, за который он получил Нобелевскую премию в области литературы. В произведении описывается жизнь людей живших во времена написания данного романа
Человек начал искать смысл жизни, как только стал осознавать собственное я. Для кого-то смыслом жизни является счастливая семья или успешная карьера, путешествия по всему миру или известность в какой-то отрасли
Сказка «Маша и Медведь» раскрывает психологический характер 10 летней девочки, которая не послушалась наставлений родителей и отошла от подруг, в связи, с чем и заблудилась в лесу. Рассказ повествует воспитание
Известная всем комедия дает изображение уездного города, отображающий, по сути, в обобщенном значении всю Российскую империю.