История создания повести Гоголя Портрет

Впервые «Портрет» был напечатан в сборнике «Арабески. Ранние сочинения Гоголя» в 1835г. Работа получила неодобрительные отзывы. В.Г. Белинский раскритиковал вторую половину произведения, отметив, что в ней отсутствует фантазия.

С 1937 по 1842гг. Гоголь периодически живет в Риме. Писатель просит друзей присылать критические отзывы на свои работы. В этот период Гоголь переосмысливает свои представления об искусстве, о задачах и о миссии художника, и приступает к работе над новой версией «Портрета». В 1842г. вторая редакция «Портрета» публикуется в журнале «Современник».

В новой редакции Гоголь изменил фамилию главного героя с Черткова на Чартков, убрал некоторые фантастические сцены, изменил финал, появились новые действующие лица: профессор, заказчицы портрета, хозяин дома, квартальный надзиратель.

В первой редакции темы миссии художника, роли искусства в жизни людей не были основными. В новой редакции эстетическая тема занимает центральное место. Искусство или ремесло, предназначение творчества, необходимые качества художника - основные вопросы второй редакции «Портрета».

В Риме Гоголь заводит дружбу с художником А. Ивановым. Считается, что Иванов стал прототипом образа живописца, приславшего свою работу на оценку. Но «Портрет» впервые был опубликован в 1835 г., а Гоголь познакомился с Ивановым только через несколько лет. Знакомство с Ивановым, его биографией и творчеством, все же, повлияли на вторую редакцию повести, в которой Гоголь изображает образ идеального художника. Гоголь и Иванов тесно общались, когда художник писал знаменитую картину «Явление Христа народу». Считать же Иванова прототипом образа художника можно с большой натяжкой.

Прототипом ростовщика со страшными живыми глазами считается индус Моджерама Мотомалов. Моджерама жил в Коломне, округе Санкт-Петербурга, местные жители запомнили его одетым в национальный индийский костюм. Из воспоминаний актера Петра Каратыгина известно, что на лице ростовщика были вытатуированы разноцветные узоры, а зрачки его «как угли, блистали на желтоватых белках с кровавыми прожилками…».

Изучая прототипы повести, невозможно не упомянуть Ф. В. Булгарина, редактора политической и литературной газеты «Северная пчела». Гоголь пародирует Булгарина в «Записках сумасшедшего», «Невском проспекте», «Носе», «Ревизоре». Образ «издателя одной ходячей газеты» в «Портрете» наводит на мысли о Булгарине. В объявлении, данном Чартковым в газету, Гоголь обыгрывает газетный стиль Булгарина, его прагматичную направленность.

Прототипы героев

Также читают:

Картинка к сочинению История создания произведения Портрет

История создания произведения Портрет

Популярные сегодня темы