Произведение является одной из составных частей прозаического авторского сборника коротких рассказов под названием «Лазоревая степь».
Композиционная структура рассказа представляет собой небольшую по объему новеллу в количестве девятнадцати глав, содержание которых ведется в неторопливой интонации, несмотря на насущную тематику.
Сюжетная линия повествует об истории жизни молодого юноши Федора Бойцова, семнадцати лет от роду, представленного писателем в образе главного героя, отец которого погибает трагической смертью, а мать покидает его ради получения в странствиях милостыни.
Юноша вынужден устроиться на работу к зажиточному крестьянину Захару Благуродову ради дальнейшего собственного существования, однако, пребывание в батрачестве приносит Федору лишь унижения, непосильный труд и отказ в выплате заработанного вознаграждения.
На соседнем хуторе Бойцов знакомится с местными комсомольцами, вдохновляется партийными идеями и при поддержке более опытных пропагандистов марксизма решает обратиться в судебные органы с требованием взыскать с бывшего хозяина невыплаченную заработную плату. Жизнь Федора кардинально меняется, поскольку новые товарищи помогают ему с достойной работой, а также обучением политической грамотности.
Судебное дело оказывается выигранным Федором и, охваченный успехом, Бойцов начинает мероприятия по организации в собственной станице комсомольской ячейки, при этом сталкивается на препятствия в виде местных кулацких семей, однако выдерживает не только физическое насилие по отношению к себе, но и моральное неприятие местных жителей новой советской власти.
Юноша демонстрирует удивительную выдержку, силу воли, терпение, идя к своей цели в создании общественной батрацкой организации, способной осуществить защиту бесправных людей в виде обязательного требования составления договора с работником и регулярной выплаты отработанного вознаграждения.
Смысловая нагрузка рассказа «Батраки» оттеняется применением писателем художественных средств выразительности в форме использования народных выражений, сравнений, а также описанием пейзажных зарисовок природной красоты Придонья.
Произведение является творческим наследием писателя в плане изображения становления советской власти в российских глубинках в период окончания Гражданской войны и участия в этой работе молодых, идейных комсомольцев.
Произведение, написанное в конце двадцатых годов прошлого века, посвящено проблеме социальной справедливости, эксплуатации человека человеком и построению нового социалистического общества.
Сюжет рассказа достаточно прост. Обычный парень Федор вынужден идти наниматься на работу. В деревне он мог найти только незавидное место батрака у зажиточного хозяина. Согласно обычаям того времени, батрак должен работать столько, сколько скажут, а в сельском хозяйстве всегда можно найти дополнительную работу. Кроме того, хозяин всегда заинтересован выжать как можно больше, тем более, что оплата не сдельная.
Наниматель Федора оказался не просто эксплуататором, но и жадным и бесчестным человеком. Он не собирался расплачиваться за сделанную работу , предпочитая использовать отговорки. Батраку осталось только прибегнуть к физическому насилию.
Однако Федор знакомится с представителями передовой молодежи. Новые друзья и з комсомольской ячейки советуют подать в суд на недобросовестного хозяина. Бывший батрак вливается в новый коллектив. Днем он трудится, а вечером изучает основы коммунистического мировоззрения.
Рассказа носит явно пропагандистский характер. Шолохов намеренно сгустил краски. В конце концов, не каждый частный собственник обязательно является мошенником, богаты люди, также как и бедные обладают разными личностными качествами. Писатель, однако, сделал представителя деревенской буржуазии подчеркнуто отрицательным персонажем.
С другой стороны, после знакомства с комсомольцами, главный герой реально мало что выиграл. Он продолжил заниматься неквалифицированным, тяжелым и неинтересным трудом. Кроме того, вместо дополнительной работы он получил промывание мозгов. Вряд ли лектор в сельской комсомольской ячейке был талантливым преподавателем, способным сделать любой предмет интересным каждому.
Шолохов говорит, что политзанятия очень нравились Федору и другим комсомольцам. В реальности, скорее всего, дело бы обстояло не так. Бывший батрак должен был расплачиваться за помощь и общение, изображая подчеркнутый интерес к предмету, который он вряд ли до конца понимал.
В конце главный герой начинает вести себя так, как с точки зрения марксистской идеологии должен поступать сознательный пролетарий, вставший на правильную позицию. Он встает на путь борьбы с эксплуататорами, оставшимися еще в новом коммунистическом обществе. Федор организует что-то типа профсоюза - организацию помогающую батракам бороться за свои права. Согласно большевистским воззрениям, все должно было кончиться именно этим. Впрочем, сама фамилия главного героя – Бойцов намекает на это.
Другие детали рассказа также должны подчеркнуть идею автора. Федор потерял отца и вынужден заботиться о матери. Этим писатель пытался не только вызвать сочувствие к герою, но и исключить неоднозначные толкования. Федор оказывается лишен даже обычной для деревни родственной поддержки.
В целом произведение носит подчеркнуто пропагандистский и конъюнктурный характер.
Марья Антоновна Сквозник-Дмухановская – одна из главных героинь комедии Н. В. Гоголя. Красивая девушка восемнадцати лет.
Любимого героя этого произведения я долго не выбирал. С самого начала произведения мне очень понравился Андрей Болконский. В романе Льва Толстого на первый план по началу был выведен Пьер, так как он был очень позитивным персонажем
Каждому человеку с детства прививают определенные жизненные ценности. Наши родители учат нас определенным нормам и правилам поведения в обществе. Зачем нам это и о чем гласит
Пьеса Максима Горького “На дне" по сей день вызывает множество дискуссий среди критиков. Даже уже само название пьесы вызывает вопросы у читателей. Что имел автор под “дном"?
Тема любви — довольно распространённая тема в литературе XIX века, да и во всей литературе. Любовь — высокое чувство, на которое способны немногие. А вот герои бессмертных произведений Александра Сергеевича Пушкина
Можно сказать, что в творении своем Распутин говорит о «малой» Родине, которая останется в сердце каждой настоящей, живой личностей. Писатель считает, что эта самая земля способна дать человеку куда большее, чем он может представить.