Красный казак Подтелкин является одним из ярких персонажей романа.
В ноябре 1917 года он знакомится с Григорием Мелеховым и убеждает того сражаться за новую власть. В романе Подтелков производит неоднозначное впечатление. Он заслужил чин офицера еще в царской армии, имеет типично казачью внешность, но, при этом смотрит немигающим взглядом.
Федор Подтелков не получил образования и производит впечатление простого человека. Это особенность и низкий социальный статус подвигли его выступить за советскую власть, открывающую новые возможности вовремя примкнувшим к ней. Действительно, красный казак в 1918 году становится во главе донского революционного комитета. После этого Подтелков показывает свои истинные мотивы. Он проявляет высокомерие, по отношению к своим же казакам, за счастье которых он вроде бы борется. К бывшим хозяевам жизни, например, пленному белому генералу Чернецову Подтелкин проявляет жестокость. В этом факте скорее можно видеть не революционную целесообразность, а старую ненависть, рожденную завистью к более удачливым.
Карьера Подтелкина складывается удачно и он возглавляет донской Совнарком. Однако дела самого нового местного большевистского правительства шли не столь блестяще и его глава был взят в плен восставшими белыми казаками. Подтелкин, вместе с другим высокопоставленным большевиком приговаривается к виселице. Перед смертью он произносит знаменательную речь. Его выступление идеологически выдержано, хотя вряд ли один из руководителей красного казачества лицемерил. Он говорит о том, что положил жизнь за интересы трудового народа, борясь против генералов.
Подтелков не проклинает своих врагов, называя их просто обманутыми. Казак перед казнью не похож на фанатика, также как и на романтика-идеалиста. Федор Подтелков не был ни ангелом, ни зверем, казак просто имел здоровые карьерные амбиции, что вполне нормально для военнослужащего. Когда произошла революция, то своим простым умом он не стал разбираться в политико-философских доктринах, а перешел на сторону тех, кто дал ему власть и обещал счастье большинству.
В образе Подтелкова Шолохов достаточно точно изобразил образ одного из активных участников Гражданской войны без излишней черной или белой краски.
Замечательный писатель Михаил Шолохов в своем произведении «Тихий Дон» описал все аспекты жизни казачества во втором десятилетии прошлого века. Мирная жизнь и тяготы первой мировой войны, революция и переворот 1917 г., ожесточенность братоубийственной гражданской войны и становления советской власти на Дону. Многие значимые советские писатели того времени рождали романы-эпопеи. Смог сделать это и М.А.Шолохов.
Рассмотрим часть замысла художника через призму второстепенного персонажа в этом романе - Федора Подтелкова. Убежденный революционер-большевик. Именно его вера и убежденность повлияли на главного героя романа Григория Мелехова, который в этот момент выбрал сторону советской власти. Здоровенный, плотного телосложения потомственный казак Подтелков выглядел внушительно, что подчеркивало и производство его в чин вахмистра. Лицо крупное и даже скорее приятное, если бы не постоянная сосредоточенность, отражавшаяся на его челе и глаза. Это были не глаза убийцы, хотя руководствуясь революционным самосознанием и целесообразностью Федор мог и убивал врагов революции. Кстати в одном таком эпизоде – расстреле офицеров под станицей Глубокой и обвинил его Мелехов перед казнью. «Глаза-картечины», - как выразился Шолохов. Свинцовой тяжести и проницательности.
Организованная Подтелковым и Кривошлыковым военная экспедиция против «контры» провалилась. И Шолохов настолько убедительно и психологически верно описал сцену казни, взятых в плен «подтелковцев», что она стала центральной в этой части романа. Обращение Федора к старикам, прощание с боевыми товарищами, моральная поддержка упавшим духом, страстная речь Подтелкова о неизбежной победе советской власти и большевизма. Конечно в сегодняшних реалиях понятно, что в то время Шолохов по-другому написать и не мог. Но складывается такое впечатление, что по-другому он писать и не хотел. Роман не документальный фильм, а художественное произведение. Можно долго спорить о достоверности описания сцены казни, которая несомненно была. Но впечатление и на читателя, и на зрителя эта сцена производит.
Описывая противоречивое отношение казаков к советской власти, Шолохов, где исподволь, а где прямо указывает на неприемлемость для простых людей идеи великого и самостийного Дона. Сам плоть от плоти казак Михаил Александрович, преклонявшийся перед самобытной культурой донского казачества, считал и ясно выразил свое мнение в романе, что казаки – это неотъемлемая часть русского народа.
Учительница местной школы всегда недовольна поведением одного из своих учеников. Ее раздражало то, что мальчик беспрестанно зевает на уроках. Считая это неуважением, она не раз делала ему замечания.
Повесть Л.Н. Толстого «Детство» рассказывает нам о небольшом отрезке жизни десятилетнего мальчика Николеньки Иртеньего. Своих родителей Николенька искренне любит.
Гимн вызывает чувство гордости за Родину. Когда разносятся эти слова, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым, и разлетается во все стороны прекрасная музыка, созданная Александром Васильевичем Александровым
Главная мысль романа Чернышевского «Что делать?» выражена во снах Веры Павловны. Автор использует этот прием, потому что считает, что сон — это отражение мыслей, чувств и идей человека, которые он не осознает в реальной жизни.
А. П. Чехов имел навык писать красочные и небольшие рассказы. Он искусно пускал в ход художественные детали в своих произведениях, чтобы представить читателям все полноту картины так, как видел её сам автор.
Особенность нежных и трогательных отношений мастера и Маргариты в одноименном романе Булгакова раскрыты понятием вечной, всеобъемлющей любви бога к людям в сравнении отношений Ешуа Га-Норци с прокуратором Пилатом.