Тема коллективизации в романе Поднятая целина Шолохова

Михаил Александрович Шолохов в произведении «Поднятая целина» демонстрирует сомнительность дела коллективизации. На первый взгляд, писатель заостряет внимание на  способности к сосуществованию коллективной и хозяйственной жизни деревенских жителей, и тут же - обнаруживает большие расхождения, когда это экономическое событие оказывается массовым и повальным. К тому же устанавливается принудительным путем!

Конфронтацией сочинения во внешней своей части является противоборство среди коммунистов и тех, кому не понравился новый порядок. Однако это всего-навсего то, что и так видно. Если серьезно разобраться, совокупность проблем произведения состоит в противопоставлении духовного восприятия нововведения, людьми прежнего и нынешнего строя.

Жителям хуторов и деревень необходимо было отдавать то, что добыто своим тяжелым трудом, еще и при этом уходить работать в колхозы. Относительно этих событий и случается глубокое описание людских нравов, взглядов и представлений.

Объединение крестьянских хозяйств в колхозы ломает бывшие сложившиеся устои, ко всему прочему весь жизненный путь и  судьбу народа, который в нем принимает участие. Но Михаил Шолохов, без всякого сомнения, не демонстрирует всего драматизма, который был в родных местах в эти периоды времени. Автор писал произведение по спецзаказу, в связи с этим отдельные тона описанного были специально сглажены. Но все-таки глубокие разногласия тут ясны и заметны.

Всеобщее объединение крестьянских хозяйств в колхозы не могло протекать при отсутствии карательных мер и  минуя законы. Шолохов сваливает показанные отрицательные события на личную деятельность местного руководства. Исходя из его описания, выходит, что советский курс первоначально имеет продуманную и верную базу, а крайности со стороны местной власти изменяют ее до неузнаваемости. Шолоховские жители к подобному развитию событий относятся мягко и в меньшей степени враждебно. Легче сказать, что набезобразничала сельская власть. Однако правда ли это в действительности? Вместе с тем так просто увидеть, что протекающие в государстве волнения усиливаются безмолвием свыше.

Образцом усердия на службе у революции является поступок Макара Нагульнова, который показывает реальное беззаконие перед находящимся рядом с ним народом. Он так предан идее, что абсолютно не видит народа.  Ему все равно до их эмоций и душевных потрясений. Да что до чувств? В его взоре не стоит и гроша даже жизнь человека! Непосредственно с помощью этой идеи писатель и хочет продемонстрировать, что значит крайность, куда можно прийти в неосознанной покорности при массовом вступлении в колхозы.

Шолохов хочет во всей истории выделить безупречность плана большевиков, помещая подобных лиц, как Макар Нагульнов в оппозицию к руководству страны. Тем не менее, создается такое представление, что народ насильственно окунают в новую жизнь, освобождая от того, что так длительно и сложно накапливалось, сохранялось. И это невозможно ничем скрасить и спрятать.

2 вариант

Произведение «Поднятая целина» вышла в свет в начале 1932 года. Здесь писатель наглядно показал те большие перемены, произошедшие в казачестве за время, отделяющее от «Тихого Дона». За это время не только в стране произошли изменения, но изменились и люди, в частности донские казаки. Михаил Александрович правдиво показал, насколько правдив труд земледельцев. Но не все сельчане жалуются на тяжкий труд. Некоторые готовы трудиться бесплатно, лишь бы их не агитировали вступать в колхоз.

 Шолохов чётко изобразил настроения крестьян, которые собрались на собрание. Они переживали и не доверяли новой власти, потому что, получив земли, они вновь их лишаются. Казаки же, владевшие всегда земельными угодьями, не хотели объединяться, так как считали, что новые законы будут против них. Поэтому многие из них были согласны с мнением Николая Люшней, который хотел бы понаблюдать за этим процессом со стороны. Однако, новая власть не желала, чтобы крестьяне вступали в колхоз по желанию.

В Москве уже решили, сколько человек вступят в колхозы. И на общих собраниях начинают выносить решения по раскулачиванию. И вот, мы видим, как семьи Фрола Дамаскова, Титка отправляют в Сибирь и лишают нажитого ими честным трудом добра. Раскулачивали тогда тех, кого считали врагами, выступавшими против власти. Кроме того казаков кроме раскулачивания могли еще лишить гражданских и избирательных прав. Людей могли в любой момент арестовать. А Макар  Нагульнов грозил своим наганом.

Среди колхозников искусно маскировался хозяин Яков Лукич Островнов, который потихоньку с Половцевым мог беседовать о колхозе и бедняках, которые руководят колхозом. Яков Лукич же всю жизнь интересовался нововведениями в технике, наживал добро, а сейчас все отбирают. Наступало ужасное время. Жизнь в хуторе во время великого перелома показана  совсем не такой, какая она должна быть. Казачество  перестает быть вольнолюбивыми и народом, наполненным гордостью за свою нацию. При регулярном давлении коммунистов за коллективизацию деревня находилась в напряженном состоянии.  На примере Гремячего Лога отражена судьба всего русского крестьянства. Но здесь, как видно, показаны только события, а не трагизм всех крестьян. И все же Шолохов проявил свой писательский талант, отображая, как крестьяне переставали верить в стабильную жизнь при новой власти.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема коллективизации в романе Поднятая целина

Тема коллективизации в романе Поднятая целина

Популярные сегодня темы