Психологизм в литературе – изображение внутреннего мира героя, его чувств, мыслей, переживаний. Каждый писатель демонстрирует душу человека, используя при этом различные способы: внутренний монолог, сны, дневники, речь и мимика, внешний вид героя, его обстановка, интерьер. Через эти приемы автор показывает состояние героя, то, что его тревожит. У каждого писателя свой способ показать психотип героя. Каков же он в прозе у Тургенева?
Психологизм у этого писателя не явный, скрытый. Он показывает внутренний мир героя через его мимику, жесты, одежду и речь. Так, в романе «Отцы и дети» мы сразу понимаем, кто такой Базаров только по внешнему виду: «Длинное и худое, с широким лбом … заостренным носом, большими зеленоватыми глазами … оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Эти черты говорят о его хладнокровии, гордости, резкости. Свободный крой одежды, балахон – это все свидетельствует о его самоуверенности и беспечности касательно внешнего вида. А его необдуманно сказанные слова говорят об упрямстве и нигилизме: «Любовь … ведь это чувство напускное…». Его отрицание любви, жизненных ценностей и искусства раскрывает нам внутренний мир. Не так явно, но все же мы видим этот психологизм и понимаем, что же творится в душе Базарова.
Еще одним ярким примером является произведение «Ася». Эту повесть считают глубокой и очень тонкой в раскрытии внутреннего мира персонажей. Уже с первых строк мы замечаем повествование от первого лица. Это еще один прием психологизма. Он нам дает понять все то, о чем думает рассказчик в данный момент, какие переживания его настигли. Мы сразу понимаем, что рассказчик - человек, который тонко чувствует природу, ищет себя, размышляет. Поведение же самой Аси у рассказчика вызывает вопрос: то она бегает, смеется, то сидит молча и вышивает. Через такие весьма странные жесты мы можем понять, что эта девушка хочет любви, но она не знает, как себя вести, как показать это чувство. И ее поведение – самый точный показатель ее души. Таким образом, психологизм в этом произведении показан за счет монолога и поведения героев.
В заключение хочется отметить, что психологизм Тургенева сильно отличается от других писателей. Он тайный, скрытый. Не сразу становится понятна личность героя и его душа. Сам автор оставляет загадкой внутренний мир персонажей, не раскрывает до конца их характеров, что заставляет нас, читателей, додумывать самостоятельно. Эта тайная психология показывает мастерство Ивана Сергеевича и всю необычность его произведений.
Психологизм в литературе – это такой способ и подход к написанию художественного произведения, при котором автор предпринимает попытку раскрыть внутренний мир и духовную составляющую личности своего персонаж через описание его чувств, переживаний, эмоций и мыслей. Зачастую для этого писателю приходится сформулировать и прямо описать с помощью различных художественных средств сложную гамму чувств, которые испытывают его герои.
Но иногда автор создаёт картину внутреннего мира персонажей не описывая прямо его чувства и переживания. Тогда такой психологизм иногда называется «тайным» из-за своей неочевидности. Главным примером такого «тайного психологизма» можно назвать творчество классика русской литературы и драматургии Ивана Сергеевича Тургенева.
В своих произведениях Тургенев редко пишет о конкретных эмоциях, чувствах и переживаниях, которые испытывают его герои, ограничиваясь в основном самыми важными и необходимыми чертами внутреннего мира персонажа, его особенностями и характерными чертами. О большей части чувств тургеневских персонажей мы узнаём главным образом через изменение их поведения, а так же через их реальные действия.
Причём в описании поведения Тургенев стремится максимально точно передать невербальные способы общения (мимику, тон, изменение черт лица и жесты) между персонажами. Большое внимание автор обращает на дыхание, сердцебиение и те другие тонкие черты, которые не дают нам точной информации, какие чувства непосредственно испытывает герой, они лишь намекают о них. Всё это используется не только из-за того, что Тургенев стремится к максимальному реализму в своих произведениях, но и по двум другим причинам. Первая это то, что Тургенев стремится запечатлеть тем тонкие и зыбкие впечатления и настроения, которые возникают у героев в тот момент, когда что-то происходит в их жизни, и их разум, их рациональное мышление еще не обработало происходящее. Таким образом, перед нами предстают не обдуманные и осмысленные впечатления, а самая первая, наиболее искренняя и важная реакция героев. Вторая причина связана с первой – Тургенев, будучи психологом и чутким исследователем человеческой души по своей натуре, стремится передать свои навыки читателю, научить его ловить тончайшие изменения в поведении людей, а уже через это прочувствовать его духовный мир и понять, о чём он думает в этот момент.
Иногда его герои и сами не понимают своих чувств, но при этом, будучи людьми, невольно, инстинктивно продолжают как-то действовать и изменять своё поведение. Тогда умение тонко чувствовать человеческую душу просто необходимо, чтобы понять и воспринять сюжет так, как это задумывает автор. Самым ярким примером героя, который не понимает своих собственных чувств, является Евгений Базаров, который не понимает и не может логически объяснить, что за новые и непонятные ему чувства он испытывает. И лишь мы, ведомые Тургеневым, понимаем, что он впервые влюбился, причем влюбился по-настоящему, бесконтрольно и нерационально.
Михаил Юрьевич Лермонтов – великий поэт и драматург. Его творчество покоряет сердце, он один из тех, кто в своем творчестве, опирается на образ природного мира. Последние годы жизни Михаила Юрьевича
Петя Ростов – это образ, который воплощает в себе самые лучшие и благородные черты дворянской молодежи того времени. Юноша отдает свою жизнь в бою, защищая Родину.
Красота - сила, которая содержит то, что притягивает, вызывает восхищение, положительную оценку со стороны. На первый взгляд, сочетание слов истинная красота человека неоднозначно.
Роман «Дубровский» написан в 1833 году великим русским писателем: Александром Сергеевичем Пушкиным. Издание вышло уже после смерти автора в 1841 году. Мотивом повествования служит несчастливая романтическая любовь
Однажды мы с Мильтоном отравились на охоту. Как обычно, собака учуяла след, но в этот раз повела меня в поле. Какое-то время пес настороженно принюхивался, а я тем временем подготовился
В последнее время я часто начал читать произведения Антона Павловича Чехова. Его произведения трогают меня до глубины души, поднимают философские вопросы и заставляют задуматься над вопросами мира