В раннем детстве я спрашивал у своего прадедушки о том, какой была война его жизнь на войне. Он или отмалчивался, многозначительно смотря в сторону. Или рассказывал смешные житейские случае про себя и своих сослуживцев.
Став старше и научившись читать мемуары фронтовиков, смотреть документальные фильмы, изучать исследовательскую литературу, вместе с осмысливанием содержимого, я понял — война настоящий кошмар. Война страшнее катаклизмов природы. Она уродует не только окружающий ландшафт, но и человеческие души. И сделана война по выбору людей, устремлений общества. Солдат на войне лишь одна из миллионов маленьких пешек, тысячами уходящих с шахматной доски с обоих сторон. Солдат, сражаясь за свою страну, вынужден встроиться в её военную машину на том или ином уровне. Какая «смазка» двигает этот живой винтик — другой вопрос. Но на войне воин вынужден собрать в кулак всё своё мужество, научиться выживать и обращаться с оружием как можно быстрее, ведь от этого напрямую зависит его выживание.
Моральная стойкость и обеспеченность амунициями, боезапасом, всецело зависит и от государства. Оно в мирное время, не занятое заботой о гражданине, в тяжелую минуту рискует столкнуться с безразличием, а то и ненавистью тех, кого она отправляет на войну. Солдат должен четко понимать то, за что и кого он сражается, жертвует жизнью. Особенно ненависть подогревается, стоит солдату отправиться на ту войну, где ему не выдали ни хорошего оружия, плохо кормят и где командный состав представляет собой сборище подонков, а то и глупцов, разменивающих человеческие жизни как заядлый игроман фишки в казино. Климат войны, подогретый материальными лишениями, нуждой в самом необходимом, заставляет солдата падать духом и склоняет его на преступления. Ступив на тропу войны, человек вынужден похоронить в себе часть своего гуманизма и с холодным сердцем обращать оружие: винтовку, нож, саперную лопату, против таких же людей, как и он. Но по другой стороне баррикад. Если солдат, находит утешение в убийстве своих врагов. Ярость для него единственная отдушина, то человек уже практически мертв. Душа его сгнила, хоть тело и живёт, от утра до вечера, пока не кончится война. С неё приходит только оболочка. Человека в ней уже нет.
Хорошо то, что в тяжёлый час войны находятся и такие солдаты, с чьим присутствием любая беда кажется пустяком. Эти люди несут в себе волю к жизни и свободе, воплощают собой эталон маленьких героев, готовых как пойти в атаку, так и помочь по домашним делам. Такие люди своим сердцем, как маленьким огоньком, делают важное дело — зажигают десятки, тысячи сердец. Благодаря таким людям, выживающим, но сохраняющим в себе человеческое, как бы не была тяжка ситуация, одерживают победы там, где ведётся праведная война ради защиты. Но не ради завоеваний.
Довольно компактный рассказ Пелевина включает в себя множество отсылок к классической литературе. Собственно, как во многих своих произведениях автор предлагает многообразный спектр собственных познаний и увлечений
Лагин написал сказку «Старик Хоттабыч». Это произведение было написано в советское время, на сегодняшний день оно остается актуальным.
Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к разряду литературной поэмы, сочиненной посредством клинописи, основная тематика которой заключается в изображении преданной и верной человеческой дружбы.
Одна из жемчужин Болдинской осени, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.