О том, что Россия нуждается в квалифицированных кадрах в области искусства, говорил еще Петр I. Именно он подписал указ о создании учебного заведения, где можно было бы получить профессиональное художественное образование. В Петербурге появилась Российская академия художеств, хотя изначально она являлась структурным подразделением Московского университета.
Появление нового учебного заведения вызвало резонанс в научном сообществе. Не все ученые мужи готовы были признать художественный профиль достойной профессиональной отраслью. Чтобы урегулировать споры, Иван Шувалов предложил в составе художественного образования выделить специализации. Так. По инициативе Шувалова в Российской академии художеств появились такие отделения, как:
Собственное помещение Академия получила далеко не сразу. Сначала Иван Шувалов занимался со студентами в собственном особняке, расположенном на Садовой улице. Для преподавания отдельных дисциплин Шувалов приглашал выдающихся зарубежных педагогов.
На новый этап развития Академия художеств вышла при Екатерине II. Она распорядилась о присвоении учебному заведению императорского статуса. Сразу после этого на территории Васильевского острова началось строительство отдельного здания, в котором по проекту А. Кокоринова и Жана Батиста Мишеля Валлен-Деламота планировалось расположить учебные аудитории и творческие мастерские для будущих мастеров искусства.
Обучение в Академии строилось в соответствии с принципами европейской модели. Такой подход к организации образовательного процесса позволил российским талантам выйти на тот же уровень, на котором находились их заграничные кумиры: архитекторы, скульпторы, живописцы, граверы. Примечательно, что на всех факультетах Академии художеств учащиеся обязательно изучали историю искусств. Настоящий мастер должен уметь не только создавать свои шедевры, но и копировать образцы орнаментов, рисовать с натуры.
Учебную программу в Российской Академии художеств студенты осваивали в течение 5-15 лет. Особо талантливые мастера продолжали сотрудничать с образовательным учреждением даже после окончания периода обучения. Академия передавала им государственные заказы, помогала найти работу во Франции и Италии. Образовательное учреждение таким образом старалось укрепить славу российских мастеров за рубежом.
Данное учебное заведение закончили такие выдающиеся личности, как Борисов-Мусатов, Поленов, Серов, Врубель, Репин.
В 1918 году состоялась реформа, в соответствии с которой модель преподавания и образовательные программы Академии претерпели существенные изменения. Сегодня это учебное заведение называется Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.
Российская Академия художеств, единственный в мире комплекс научно-исследовательских, образовательных, творческих и музейных структур, 17 ноября 2022 года отмечает 255-ю годовщину со дня своего основания. Академия является продолжателем традиций Петербургской Академии художеств и наук, основанной Петром I в 1724 году.
Тогда ученики и преподаватели отделения художеств в основном служили дополнительным звеном, выполняя необходимые науке работы – гравировали таблицы и карты, изготавливали инструменты, создавали иллюстрации для книг и исполняли придворные заказы живописных работ.
Во время правления императрицы Анны Иоанновны сподвижник Петра Первого В. Н. Татищев занялся вопросом основания самостоятельной Академии художеств, которую и должен был возглавить. Но этому плану не суждено было состояться, помешали ожесточенные споры в академической среде.
Самостоятельность Академия художеств обрела решением Сената лишь в 1757 году, благодаря инициативе и активному участию великого Михаила Ломоносова и графа Ивана Шувалова. А в 1764 году Высочайшим Указом Академии был присвоен статус Императорской.
Обучение детей 5-6 лет начиналось в Воспитательном училище, а после его окончания они завершали учебу в выбранном по полюбившейся специальности высшем классе. Выпускники, отлично окончившие полный курс, получали направление для совершенствования в мастерстве за границу.
С изменением устава Академии в 1802 году она возглавила почти все сферы художественной деятельности государства. Преподаватели и учащиеся принимали непосредственное участие в городском строительстве, участвовали в возведении и росписи Храма Христа Спасителя, Исаакиевского и Казанского соборов, проводили архитектурные конкурсы и организовывали художественные выставки. Многие выпускники Академии обрели мировую известность – А. Иванов, К. Брюллов, В. Тропинин, В. Суриков, В. Поленов, И. Репин.
После революции особым декретом Совета народных комиссаров в 1918 году Академия была упразднена, но Высшее художественное училище продолжило свою деятельность на ее базе. А в 1947 году после изменений названий и статуса образованная Академия художеств СССР обосновалась в Москве. В 1992 году получила название Российской Академии художеств.
Сегодня образованная в 1998 году кафедра ЮНЕСКО проводит активную международную деятельность, работают региональные отделения Академии, проводится огромная просветительная деятельность, реализующая национальные интересы России в художественной культуре и эстетическом воспитании.
Рассказ А. П. Чехова «Дама с собачкой» на первый взгляд выглядит как история о типичном курортном романе, но если вчитаться между строк, можно увидеть глубочайшие переживания главных героев.
Понятия свободы и свободной души являлись у Пушкина главной темой в его работах и сочинениях. Всю свою жизнь он был убеждён, что нет ничего важнее человеческой свободы
Главные герои повести Карамзина «Бедная Лиза» олицетворяют собой противостояние городского и деревенского укладов жизни. Лиза - обычная крестьянская девушка, которая находясь в бедности из-за смерти отца
Манилов – мужчина средних лет, у которого есть немалое хозяйство, с которым он управляется недостаточно хорошо и умело, отдавая всё управление на своего слугу.
Я с мамой и папой живу в трехкомнатной квартире на десятом этаже панельного доме в центре города. В доме, где мы живем, есть лифт и мусоропровод.